В Армении готов предварительный вариант проекта военной доктрины и в ближайшее время он будет представлен общественности. Об этом сообщил начальник управления по внешним связям и военному сотрудничеству минобороны Армении Микаел Мелконян, который, однако, в детали вдаваться не стал, упомянув лишь, что при разработке документа учитывался опыт различных стран, а за основу была взята российская военная доктрина. Проект будет разослан в соответствующие госструктуры и научные центры, а затем вынесен на всеобщее обсуждение и рассмотрен в парламенте.
По словам Мелконяна, военная доктрина не станет секретным документом, однако “в нее войдут положения, адекватные отношению к Армении соседних стран”. Прежде всего имеется в виду Турция и, надо полагать, Азербайджан, говорит он. Документ, о котором идет речь и который не может не вызвать к себе интереса в Азербайджане, готовился давно, и по ходу его подготовки причаcтные к ней лица делали в разное время различные заявления.
Мы попытались их собрать, с тем, чтобы можно было представить себе, какую военную концепцию возьмет на вооружение страна, находящаяся де-факто в состоянии войны с Азербайджаном. Прежде всего известно, что в основу армянской военной доктрины положена аналогичная российская.
В последней же содержится ряд любопытных моментов. Например, наряду с утверждением о том, что она имеет сугубо оборонительный характер, отмечается, что рубежи обороны совпадают с границами РФ… за исключением некоторых объектов за рубежом. О том, что такие объекты за рубежом есть и у Армении, еще в декабре 1998 года подтвердил тогдашний министр обороны Армении Вазген Саркисян.
Когда Саркисяну задали вопрос “Согласен ли он с утверждениями, что карабахская армия – сильнейшая в Закавказье?”, он ответил: “Армянская армия – да. Наш народ воспринимает вооруженные силы республики и карабахскую армию как единое целое…” После теракта в армянском парламенте, в результате которого погиб и Вазген Саркисян, процесс подготовки армянской военной доктрины затормозился. Однако накануне расстрела парламента ее общая концепция была уже готова. В военной доктрине Еревана указывается, что Армения не должна довольствоваться достигнутым.
Саркисян прокомментировал это так: “Стране нужна более крепкая, мобильная, технически оснащенная армия. В количественном отношении Армения не может иметь большую армию. Но и по численности, и по вооружению она соответствует современным требованиям. Основу ее составляют сухопутные войска – мотострелковые части и подразделения”.
Официально Ереван заявляет о том, что армия этой страны составляет 42 тысячи человек, и на ее нужды каждый год выделяется около $60-65 млн. в год. Однако уже упоминавшийся полковник Мелконян считает, что для нормальной деятельности армянской армии ежегодно необходимо $700 млн.
Это значит, что вооруженные силы Армении предполагается сделать более многочисленными. Подсчеты лондонского международного института стратегических исследований показывают, что за короткий срок численность ВС Армении может достичь 360 тысяч человек. А еще в 1997 году в ВС этой страны служило не 42 тысячи человек, а 60 тысяч (при 300 тысячах резервистов). Таким образом, названная Мелкумяном цифра – 700 млн. долларов – при прежней схеме расходов в минобороны Армении полностью обеспечит 360 тысяч человек. Более того, останется еще “излишек” в 185 миллионов.
Кроме того, официальные данные, приведенные армянским полковником, сильно расходятся с выводами иностранных экспертов. По данным того же лондонского института, например, в 1996 году (один из самых тяжелых для экономики Армении) на нужды обороны было затрачено 92 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ.
В военной доктрине Армении предусматривается построение армии по российскому образцу, по словам уже упомянутого Вазгена Саркисяна, “на основе российской военной культуры”. Предусматривается также военное и военно-политическое сотрудничество Армении и России на базе подписанного в августе в Москве между РФ и Арменией большим политическим договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
“Пребывание российских войск на территории страны Армения рассматривает как серьезный положительный фактор в деле обеспечения безопасности республики и стабилизации общего положения в Закавказье”. Отношения же с НАТО будут развиваться в рамках программы “Партнерство во имя мира”. Что касается Турции, которая входит в НАТО, то по отношению к этому государству Армения будет “бдительной”. Отмечается также, что Армения заинтересована в присутствии на своей земле российских военных баз.
Комментируя предполагаемые положения военной доктрины Армении, политолог Эльдар Намазов заявил, что в “основе государственной политики Армении лежат аннексионные планы в отношении Нагорного Карабаха ряда районов территории Азербайджана”. “Нет ничего удивительного в том, что такая политика находит свое отражение в более конкретных документах. Это еще раз показывает, что Армяния напрямую участвует в агрессии против Азербайджана и не собирается отдавать оккупированные территории, и более того, намерена военным путем отстаивать их. А Азербайджан, который превосходит Армению по всем показателям, должен добиваться того, чтобы его армия по своей мощи превосходила армянскую.
– Но у Азербайджана нет даже военной доктрины…
– К сожалению. Когда задаются вопросы, почему, часто отвечают: “Наш президент все знает и поэтому беспокоиться не надо”. Но любое государство, оказавшееся в такой ситуации, как наше, должно иметь четкую программу развития военно-промышленного комплекса, концепцию национальной безопасности и многое другое.
– Не будет ли означать принятие военной доктрины Армении исключение других способов решения карабахского конфликта, кроме военного?
– 20% территории Азербайджана под оккупацией и исключать военный путь в такой ситуации нельзя. И дело не только в военной доктрине – не имея мощной военной силы и воли к ее применению, мы не сможем добиться восстановления своего суверенитета над Карабахом. По мнению политолога Расима Мусабекова, положения военной доктрины Армении – откровенное признание экспансионизма. А заявлять о том, что Армения готова силой оружия защищать Карабах, – просто наглость. По словам Мусабекова, военная концепция Еревана – один из документов, способствующих признанию агрессии, совершенной Арменией против Азербайджана…
ДОСЬЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
Вооруженные силы Армении насчитывают около 60 тысяч человек. В том числе: 1.400 – в минобороны и главном штабе. Численность резервистов – около 300 тысяч человек. В ВС Армении есть сухопутные войска, войска ПВО и ВВС. Ежегодник лондонского международного института стратегических исследований приводит состав армянской армии на 1 января 1997 года: мотострелковые бригады – 3; мотострелковые полки – 10; полки спецназа – 1; артиллерийские бригады – 1; полки САУ – 1; полки противотанковой артиллерии – 1; бригады ПВО – 1; полки ПВО-2; штурмовые дивизионы – 1; эскадрильи вертолетов – 1; авиационные учебные центры – 1. Тот же ежегодник называет количество вооружений и техники. Танки Т-72 – 102 шт.; БМП-1, -2 – 168; БМД-1 – 10; БТР-60, -70, -80 – около 50. Артиллерия: калибр 122 мм – 59; калибр 152 мм – 62; полевая артиллерия – 121. САУ: калибр 122 мм – 10, калибр 152 мм – 28.
Реактивные установки “Град” (122 мм) – 47; минометы (120 мм) – 19. Противотанковые пушки калибром 85 и 100 мм – 105; ПТУРК – 45; ЗРК – до 100. Авиация: штурмовики Су-25 – 5; МИГ-25 – 1; вертолеты – 22, авиационный учебный центр – 31 самолет. Кроме армии Армения располагает войсками МВД – 4 батальона, около 1 тысячи человек. Продолжительность срочной службы в армянской армии составляет 18 месяцев.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год