Странные дела творятся в Демпартии. Сегодня мы делаем попытку разобраться в них, заранее понимая, что нас могут обвинить в однобоком подходе к проблеме. Однако чем больше вариантов происшедшего в ДПА получат читатели, тем больше у них вероятности, что они смогут проанализировать все сами и прийти к каким-то выводам.
Напомним, что еще 1 июня группа членов ДПА, бывших создателей Партии демократического пути (ПДП), во главе с Махиром Самедовым и Шамседдином Алиевым объявила о воссоздании старой партии и с этой целью решила выйти из состава ДПА. Руководство последней не замедлило сообщить о том, что все сообщения в СМИ не соответствуют действительности и являются не более чем выражением постоянного стремления некоторых журналистов придумывать все новые и новые сенсации. Вчера нам удалось получить развернутую трактовку происшедшего из уст генсека Демпартии Сардара Джалалоглу.
Во-первых, ПДП не так давно, самораспустившись, вошла в полном составе в нашу партию. Безусловно, у каждой партии, имеющей свой курс, при соединении с другой происходит некий адаптационный процесс. И не всегда это проходит гладко. К примеру, недавно из “Мусават” вышел один из ее основателей Сабит Багиров. Этот человек по своему авторитету стоит почти на одном уровне с И.Гамбаром. Все это – обычный политический процесс.
У нас не было никакого внутреннего конфликта между лидерами партии. Махир Самедов (теперь уже экс-советник Расула Гулиева по бакинской организации ДПА) работал редактором газеты “Улус”, хозяином которой является Ягуб Аббасов (экс-председатель ПДП, нынешний член политсовета ДПА). И между ними произошла какая-то ссора на деловой почве. Свой спор они так и не смогли решить между собой, но М.Самедов, будучи на высоком посту в партии, счел невозможным вынести его на общее обсуждение.
Перед моим последним отъездом в Турцию мы побеседовали с ним об этом и он сказал, что хочет уйти из партии, что устал и не может терпеть такой ситуации – конфликта с бывшим товарищем, – “или он должен остаться, или я”. Сперва я предложил ему полностью отойти от газеты и целиком переключиться на партийную работу, пообещал ему создать все условия. Но он отказался от всего и настоял на уходе, одновременно пообещав, что после ухода не будет иметь никаких претензий ни к ДПА, ни к Расулу Гулиеву. Но я заметил одну тенденцию.
Как только наша партия или лидер добиваются определенного политического успеха (как, например, признание нашей борьбы в Турции), так сразу же запускается какой-то маховик. Анализируя все эти последние публикации в прессе, можно с точностью сказать, что здесь действует одна рука. Одновременно она действует через “Ени Мусават”, “Шарг” и проправительственные издания. Если уход одного человека из партии, а я ответственно заявляю, что кроме Самедова больше никто из ДПА не вышел, считать ее расколом, тогда смерть кого-нибудь из партийцев можно называть смертью партии?
Теперь что касается Шамседдина Алиева (секретарь ДПА по правовым вопросам). Это, надо сказать, честнейший человек, что и послужило причиной происшедшего с ним недоразумения. Он был одним из основателей ПДП, секретарем по оргвопросам и личным другом М.Самедова. Когда я уже находился в Турции, он узнал о том, что Самедов уходит из партии и решил, что это неспроста, что, видно, его друга несправедливо обидели.
Исходя из этого, он на несколько дней приостановил свою деятельность в ДПА и сообщил всем, что решит, как быть дальше после моего возвращения. Когда я вернулся, он сразу пришел ко мне и я рассказал ему все как было. Ш.Алиев знает меня и доверяет, он понял, что уход М.Самедова был продиктован только его личными соображениями и никакой вины, моей или партии, здесь нет. После этого он и решил, что никуда не уйдет.
Сейчас М.Самедов со своими друзьями говорит, что они будут восстанавливать ПДП. Но это невозможно, поскольку абсолютное большинство руководителей ПДП находится в наших рядах.
Безусловно, Самедов может создать новую партию под старым названием (но не восстановить), с новой программой и уставом, и этого им никто не вправе запретить. …Во всей этой газетной шумихе, поднятой вокруг нашей партии, конкретно замешаны МНБ и несколько оппозиционных партий, которые не в состоянии бороться с правительством, они не могут поднять свой рейтинг активной борьбой и грязными методами оговаривают нас.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год