Дипломатическая активность вокруг Карабаха нарастает

Подготовка к визиту в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ продолжается “в закрытом режиме”, и заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, что посредники не представят сторонам нового плана урегулирования во время своего июльского визита, никто не торопится опровергать. А пока региональные СМИ продолжают обсуждение “протокольных” подробностей визита.

11 июля на территории Физулинского района Азербайджана пройдет очередной мониторинг ОБСЕ, в проведении которого с армянской стороны примут участие сопредседатели Минской группы ОБСЕ вместе с личным представителем действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком. Затем дипломаты пересекут линию фронта и 12 июля прибудут в Баку, где проведут переговоры с руководством Азербайджана.

Между тем нельзя не заметить, что дипломатическая активность в преддверии визита в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ продолжает нарастать, причем с явным “американским” уклоном. По сообщению “Туран”, перспективы урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, наряду с двусторонними азербайджано-американскими отношениями и контактами Азербайджана и НАТО, обсуждались во время встречи министра обороны Азербайджана Сафара Абиева и посла США в Азербайджане господина Росса Уилсона.

По информации “Туран” со ссылкой на пресс-службу Минобороны Азербайджана, американский дипломат сообщил, что в первой декаде июля регион посетят сопредседатели Минской группы ОБСЕ. В свою очередь Абиев с сожалением констатировал, что переговоры о мирном урегулировании карабахского конфликта не дают желаемых результатов. Он упрекнул великие державы в том, что они закрывают глаза на действия армянской стороны и не хотят признавать ее агрессором. А по информации РИА “Новости”, урегулирование ситуации в Нагорном Карабахе, наряду с положением в Афганистане и другими международными и региональными проблемами, обсуждалось на встрече первого заместителя министра иностранных дел России Вячеслава Трубникова и посла США в России Джеймса Коллинза. Официальным поводом для встречи стало предстоящее окончание миссии Коллинза в Москве.

Очевидно, что беседа посла США в России Джеймса Коллинза и бывшего заместителя директора службы внешней разведки, ныне – первого заместителя министра иностранных дел Вячеслава Трубникова, представлявшего Россию и на переговорах по урегулированию конфликта между Арменией и Азербайджаном в Ки Уэсте, и на встрече сопредседателей Минской группы ОБСЕ на Мальте, вряд ли носила “чисто протокольный” характер.

Точно так же и предстоящий визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион не может завершиться “протокольными” результатами без реального продвижения переговорного процесса. Напряженность в регионе продолжает нарастать, и это подтвердили трагические события в Гядабейском районе, о которых наша газета сообщала в прошлом номере. Если к периодическим “нарушениям прекращения огня” многие уже успели привыкнуть, то вот до убийств и попыток захвата в заложники мирных жителей азербайджанских сел дело не доходило уже давно.

И не секрет, что подобные “локальные инциденты”, как правило, достаточно четко отражают общий рост напряженности в регионе. Особенно если происходят как раз накануне визита посредников, на фоне паузы в переговорах и целого каскада воинственных заявлений обеих сторон.

Не случайно, что как раз накануне визита сопредседателей “президент” Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян, по сообщению агентства “Медиамакс”, в интервью армянской службе радио “Свобода” заявил, что сомневается в вероятности подписания мирного соглашения до конца года. Причем Гукасян уверен, что ответственность за это несет именно азербайджанская сторона: “Я не думаю, что сегодня Азербайджан готов к решению проблемы”, “мы подозреваем, что азербайджанское руководство пытается отказаться от договоренностей, достигнутых на переговорах в Париже и Ки Уэсте” и т.д. и т.п.

Правда, при этом он заявил: “Наша позиция очень ясна: Нагорный Карабах не может быть частью Азербайджана или подчинен Азербайджану”. Правда, при этом в Карабахе оставляют без комментариев, о каком “продвижении переговоров” можно говорить в этом случае, и уж тем более не торопятся раскрывать смысла тех самых “договоренностей, достигнутых на переговорах в Париже и Ки Уэсте”.

Однако трудно отрешиться от впечатления, что по ту сторону линии фронта перешли к “игре на обострение”: тут не только максимально ужесточают позицию на переговорах, но и провоцируют напряженность на линии соприкосновения войск и пытаются разжечь внутриполитические страсти в самом Азербайджане.

А тогда уже делается понятной и причина нынешней дипломатической активности. Страсти в регионе взвинчены до предела, женевская встреча президентов отложена на неопределенный срок, и если и нынешний визит сопредседателей в регион завершится без особых достижений, это поставит под вопрос само по себе продолжение переговоров.

При этом внимание Запада к региону вновь возросло, причем все происходит на фоне роста общей глобальной напряженности. Риск возобновления войны в нынешних условиях вновь возрастает. И поэтому становится понятным, какие надежды на нынешний визит сопредседателей возлагают и в регионе, и за его пределами.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год