Казахстанский лидер скатывается к авторитаризму

Представляем вашему вниманию статью журналиста агентства Франс Пресс Жан-Люка Порте, посвященную ситуации с демократией в Казахстане.

“Стремление казахстанского президента Нурсултана Назарбаева еще больше расширить свои властные полномочия и скатывание его правительства к авторитаризму вызывает серьезную обеспокоенность среди иностранных дипломатов и представителей международных организаций.

Начиная с начала 90-х, лидер самой большой и самой богатой республики Центральной Азии взял под жесточайший контроль государственные институты в стране и сосредоточил в своих руках огромную власть.

С помощью референдумов, проведенных в апреле и августе 1995 года, Назарбаев сорвал проведение уже намеченных президентских выборов и провел новую конституцию, а его второй срок пребывания у власти был увеличен с пяти до семи лет.

По словам одного западного дипломата, который предпочел остаться неназванным, парламент превратился в ответвление исполнительной власти, а давление на оппозицию и его сторонников еще больше усилилось.

Недавно президент Казахстана объявил о своем намерении ввести два новых закона: один о средствах массовой информации, ограничивающий ретрансляцию зарубежных программ и использование Интернета, а другой – о свободе вероисповедания. Оба этих закона вызывают беспокойство на Западе. Оно было высказано в ходе визита в Казахстан главы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), министра иностранных дел Румынии Мирча Джоанэ. “Чем больше запретов накладывается на доступ к зарубежным передачам, тем больше желание посмотреть их”, – сказал Джоанэ в разговоре со спикером парламента Оралбаем Абдыкаримовым, памятуя о коммунистическом прошлом Румынии.

Международные наблюдательные организации выражают опасения, что центрально-азиатские лидеры используют проблему экстремизма, угрожающего региону, для укрепления своей собственной власти. Назарбаев, в прошлом руководитель Компартии республики, держит эту страну, где проживает 14.9 миллиона человек, в жесткой узде.

В декабре 1997 года он решил перенести столицу страны из Алмааты (с населением 1,150,000 человек) в Акмолу (с населением всего 340,000 человек), чтобы затем переименовывать ее в Астану, превратив в новую столицу.

В западных посольствах и международных организациях не было особого энтузиазма в отношении перевода своих штаб-квартир в новый город, расположенный посреди дикой казахской степи.

Однако грандиозное строительство, меняющее лицо Астаны, указывает на экономические перспективы этой бывшей советской республики, которая, как полагают, располагает огромными нефтяными и газовыми резервами.

Тем не менее представители гуманитарных организаций подчеркивают, что люди в сельских районах все еще живут в ужасающей бедности, зачастую их заработок составляет менее 50 долларов в месяц. Ситуация в сфере образования и здравоохранения также стала ухудшаться после распада Советского Союза.

Согласно исследованию, проведенному западными специалистами, количество врачей и больничных мест на душу населения здесь сейчас ниже, чем в 1989 году, за два года до обретения Казахстаном независимости.

Необходимо также решать проблему коррупции, подстегиваемой незаконным оборотом наркотиков из Афганистана, считают казахстанские законодатели”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год