По информации РИА “Новости”, в Туркменистане произошли очередные кадровые перестановки. Президент страны Сапармурат Ниязов сменил министра обороны Туркменистана. Прежний глава военного ведомства Батыр Сарджаев назначен начальником национального управления “Туркменские железные дороги”. А пост министра обороны получил зампред комитета национальной безопасности, начальник управления военной контрразведки Гурбандурды Бегенджов.
Столь кардинальные кадровые перемены, как правило, являются признаком обострившейся “подковерной борьбы” за власть в структурах самой власти – дееспособной оппозиции в Туркменистане, как известно, нет. Плюс ко всему, судя по недавним событиям в Туркменистане, туркменские железные дороги сами по себе заслуживают самого серьезного внимания. По сообщению газеты “Коммерсантъ”, предшественник Сарджаева на посту главы туркменских железных дорог – 41-летний Хамурат Бердыев, назначенный на эту должность только в январе нынешнего года, – 14 июня погиб при весьма странных обстоятельствах.
Как сообщалось в прессе, министр прибыл с инспекцией в локомотивное депо Ашгабата. Как утверждали работники депо, ремонтные боксы давно требовали реконструкции и ремонта, однако Бердыев решил лично убедиться в этом до того, как подписать документы о выделении денег. Что увидел министр в депо, так и осталось неизвестным. Отбившись на путях от сопровождавшей комиссии, он не заметил маневрового тепловоза, мчавшегося на огромной скорости.
Однако куда больше внимания привлекает назначение бывшего главы военной контрразведки на пост министра обороны. Такая “рокировка” уже не позволяет исключать, что речь идет об укреплении военного ведомства в преддверии неких важных событий. И весьма вероятно, что речь идет о каспийском споре.
По сообщению российских онлайновых СМИ, 5 – 6 июля Сапармурад Ниязов совершит официальный визит в Казахстан. В ходе визита планируется подписать шесть документов. Обсуждение в ходе визита вопросов о разделе Каспия пока что не анонсируется. Однако предъявление Ашгабатом притязаний на уже разведанные и разрабатываемые с участием западных партнеров месторождения, принадлежащие соседним странам, становятся сегодня на Каспии главным детонатором напряженности. И на этом фоне перестановки в военном ведомстве приобретают совершенно иное звучание.
Как известно, в Ашгабате накануне объявили о начале разработки нефтяных месторождений Каспия совместно с иностранными партнерами. Правда, о подписании многомиллиардных контрактов в печати не сообщалось, и речь идет скорее о прожектах и намерениях Туркменистана, чем о реальных контрактах и проектах. Тем не менее в Ашгабате вновь выступают с угрожающими заявлениями в адрес Азербайджана. Как заявил агентству “Интерфакс”, неназванный источник в министерстве нефтегазовой промышленности и природных ресурсов Туркменистана Азербайджан до сих пор официально не ответил на предложения Туркменистана по привлечению специалистов ООН и международных экспертов к рассмотрению спорных вопросов между двумя странами по разграничению на Каспии.
При этом в Ашгабате уверены, что “Азербайджан сознательно затягивает процесс определения срединной линии, поскольку вот уже 5 лет в одностороннем порядке разрабатывает месторождения, на которые у него нет никаких юридических прав, а потому у Баку есть все основания опасаться результатов справедливого раздела Каспия”.
“Интерфакс” при этом указывает, что, по словам “источника”, говоря о “справедливом” разделе Каспия между двумя странами, “Ашгабат вовсе не имеет в виду равнозначное разграничение” – “необходим поиск компромисса и нахождение того оптимального метода, который позволил бы учесть интересы партнеров по переговорам”.
То есть, проще говоря, Туркменистан требует “учета своих интересов”. В Ашгабате по-прежнему возлагают всю ответственность на Баку: “Если бы Азербайджан был готов к компромиссам и действительно желал разрешения кризисной ситуации на Каспии, возникшей между двумя странами, то он согласился бы на международный арбитраж”.
Вряд ли в Туркменистане не понимают, что подобные действия могут только отпугнуть инвесторов от региона и затянуть конфликт на бесконечно долгий срок. И очень трудно поверить, что таким образом в Ашгабате пытаются добиться “учета своих интересов”.
Скорее можно поверить, что подобная игра на обострение является выполнением политического заказа “третьих стран”. Сил, которым не по душе активизация Запада в прикаспийском регионе, сегодня слишком много. И постепенно дрейфующий к статусу “государства-изгоя” Туркменистан – это весьма удобный инструмент подобного рода политики.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год