Европейский шахматный союз вручил нашему юному шахматисту диплом гроссмейстера. Таким образом, Теймур Раджабов продолжает покорять шахматный Олимп, уже давно став одной из самых заметных фигур на спортивном небосклоне. А не так давно победитель первенства Европы и мира стал самым юным гроссмейстером в истории шахмат. И вот на церемонии закрытия традиционного международного турнира среди юношей “BP Cup”, который проходил в Баку, он получил необходимый сертификат из рук самого президента Европейского шахматного союза Бориса Кутина.
Воспользовавшись случаем, наш корреспондент решил побеседовать с гроссмейстером. Кто знает, может, уже через пару лет так вот запросто взять интервью у Теймура Раджабова не удастся. Уж слишком большими, семимильными, шагами он двигается вперед в своем развитии.
– Теймур, поздравляю тебя. Какие чувства испытываешь после награждения?
– Никаких особенных чувств не испытываю. Хотя, конечно, приятно получить диплом. К званию гроссмейстера я уже как-то привык, сыграв в этом ранге на двух международных турнирах. Правда, с вручением диплома почувствовал себя уже настоящим гроссмейстером.
– Как сам оцениваешь свое выступление на турнире в Мальме?
– Я полагаю, что сыграл неплохо, заработав пять очков из девяти возможных. Это сказалось и на моем личном рейтинге, который заметно вырос. Что, впрочем, и неудивительно, ведь на соревнование съехались гроссмейстеры очень высокого уровня. Это известные всем Ян Тимман, Иван Соколов, который, кстати, недавно победил Гарри Каспарова, Борис Гулько, Ник де Фирмиан, помогавший в создании дебютной библиотеки знаменитого компьютера “Дипп Блю”.
– А борьба была острая?
– Я бы сказал, весьма острая. В последнем туре мне удалось обыграть Ника де Фирмиана, и таким образом от победителей Я.Тиммана и Б.Гулько я отстал лишь на пол-очка. Так что, как видите, гонка за первые места шла почти до конца турнира.
– Известно, что с тобой уже считаются многие великие мастера. Сколько времени тебе понадобится, чтобы почувствовать себя своим среди маститых шахматистов?
– А я и сейчас себя чувствую довольно неплохо в столь серьезной компании. Например, на турнире в Мальме я занял шестое место, набрав одинаковое количество очков с тремя шахматистами. Но взгляните, кто меня опередил в турнирной таблице? Тот же самый Иван Соколов. Знаете, порой в шахматах недостаточно быть только мастером высшего уровня. Иногда именитые спортсмены играют на том или ином турнире гораздо ниже собственных возможностей. Так вот Иван Соколов не только маститый шахматист, но еще и очень сильно сыграл на турнире. Я же, напротив, выступил слабее, чем мог бы. Так что профессионализм в шахматах – это не только мастерство, но еще и настрой на победу, умение мобилизоваться в нужный момент, полностью отдаться игре.
– Каковы твои планы на будущее?
– Пока отдыхаю. В ближайшее время никаких крупных значимых турниров не намечается, а дальше будет видно. Но если получу какое-либо приглашение на крупный турнир, наверное, поеду. А сейчас надо поработать над улучшением розыгрышей своих дебютов, да и вообще в целом поработать над усилением игры.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год