Один из самых громких скандалов прошлых месяцев, связанный с разрушением родникового комплекса, построенного Турцией в Аллее шехидов, реанимируется.
Причиной тому заявление мэра Баку Гаджибалы Абуталыбова о том, что комплекс, разрушенный в апреле, будет воздвигнут на территории нового посольского комплекса этой страны (пересечение улиц А.Бакиханова и С.Вургуна).
Напомним, что родник, символизирующий дружбу азербайджанского и турецкого народов, был сооружен за 100 тыс. долларов в прошлом году на территории, прилегающей к мечети “Шехидляр”. Столичная мэрия объясняла свои действия тем, что проходивший под родником водопровод нуждается в ремонте. После соответствующего обращения мэрия возвратила посольству Турции разрушенные части комплекса, которые будут использованы при строительстве нового.
Однако первый секретарь посольства Турции в Азербайджане Гюрсель Эврен в интервью “Эхо” заявил, что “турецкое посольство ждет, пока родниковый комплекс не будет восстановлен на прежнем месте, то есть у мечети в Аллее шехидов. Все материалы родникового комплекса перенесены на территорию посольства, но это не означает, что он будет восстановлен там. Мы не знаем, когда будет заново построен родник – сейчас, через год, а может, через два года. Но наше требование о восстановлении родника у мечети “Шехидляр” остается в силе”, – сказал Эврен.
Скандал с родниковым комплексом, разбередивший многие раны в двусторонних отношениях, часто муссируется в турецкой прессе. Заметим, что в последнее время турецкие СМИ заострили внимание на проблемах в отношениях двух братских государств.
Привлекает внимание и параллельное лоббирование турецко-армянской дружбы. Очень часто поднимается вопрос о восстановлении турецко-армянских отношений. Этот шаг рассматривается как возможный путь решения экономических проблем Турции, предполагая, что в страну так и потечет капитал американских армян, стоит только подружиться с недругами азербайджанцев. И все это на фоне аналитических материалов по азербайджано-турецким отношениям в турецких газетах, в которых Анкара выставляется как дойная корова.
На днях газета “Радикал” напечатала очередную заметку из этой серии. В статье “Тот, кто подает руку Азербайджану…” пишется, что все попытки перенести азербайджано-турецкие отношения из чувственной плоскости в “конструктивную” завершились полным крахом.
По мнению автора Дениз Зейрек, в отношениях между двумя странами наблюдается одностороннее движение, причем жертвовать своими интересами приходится все время Анкаре. “В то время, как Турция в течение 10 лет безвозмездно передала Азербайджану $320 миллионов, Баку не отменил даже дорожные налоги, которыми облагаются исключительно турецкие машины”. Из-за неуступчивости Азербайджана в налоговых вопросах турецкие транспортники вынуждены нанимать средства перевозки, носящие номерные знаки других стран. Среди дипломатов, пишет газета, расхожа фраза “Мекка азербайджанского руководства – Москва, Медина – Тегеран, а Турция напоминает не больше, чем кота в мешке”.
“В то время, как МИД Турции предупредил другие министерства быть в отношениях с Азербайджаном обходительными”, Баку создает много проблем. В частности:
– “Баку не выплачивает кредиты, взятые у турецкого “Эксимбанка”;
– желание Турции заключить договор о свободной торговле не встретило в Азербайджане соответствующего понимания, в то время как с Россией такое соглашение уже заключено;
– Азербайджан ввел мораторий на закупку в Турции мясо-молочных продуктов из-за ящура, в то время как они закупаются в других странах Европы – эпицентре этой болезни;
– турецкие строительные компании вытесняются из Азербайджана, Баку ссылается на то, что строить научились и сами”.
Далее газета пишет: “За четыре года в Баку совершили визит 150 министров и политиков различного ранга. Была оказана помощь. Последний пример: минсельхоз Турции выделил 20 джипов, несмотря на предупреждение МИД не оказывать помощи Азербайджану без предварительного оповещения внешнеполитического ведомства Анкары”.
Заметим, что статья не отличается объективностью, тем более, что буквально накануне ее выхода вопрос о тарифах на дорожное налогообложение турецких транспортных средств был решен. Были увеличена квота на въезд турецких транспортных средств в Азербайджан и значительно снижены налоги.
Также решен во время заседания азербайджанско-турецкой совместной экономической комиссии и вопрос долга “Эксимбанку”. Было принято решение о реструктуризации этого долга на два года.
Относительно неразберихи и с 20 джипами, о которых в Баку никто толком не слышал, мы долго старались выяснить, кому же достались эти автомобили, и в конце концов появилось сомнение в том, что речь идет о 20 джипах, купленных Агентством помощи сельскому хозяйству, которые транзитом проходили через территорию Турции. Но, видимо, турецкие СМИ упорно продолжают искать негативные стороны дружбы с Азербайджаном, игнорируя шаги, сделанные в направлении решения проблем.
Действительно ли в азербайджано-турецких отношениях одностороннее движение, причем проигравшей стороной является Турция? С этим вопросом мы обратились к эксперту, бывшему замминистра экономики страны Огтаю Ахвердиеву. По его словам, обвинения в адрес Азербайджана явно преувеличены. “Некоторые проблемы, конечно, были, но они решаются. Но требовать от Баку идти на уступки в ущерб собственным интересам несправедливо. У каждой страны свои интересы и свои законы”.
По словам Ахвердиева, Азербайджан, действительно, против более льготного налогообложения торговли с Турцией, в то время, как такая система применяется по отношению к России и Ирану. Но на то есть причина – большой разрыв в экспорте и импорте в торговых отношениях с Турцией. Это – единственная страна, у которой мы гораздо больше закупаем, нежели продаем. Можно было бы пойти на уступки, если бы объем экспорта и импорта был равен или хотя бы разница была мала. Мы экспортируем в Россию примерно столько же, сколько импортируем, а с Ираном объем экспорта превышает импорт. За три месяца 2001 года из Турции было привезено товаров на $27 млн., а продано в эту страну всего на $18 млн. Так что Азербайджан и так делает больше, чем может. Вообще Огтай Ахвердиев считает эти высказывания несерьезными.
Что касается долга “Эксимбанку”, то он был взят на весьма невыгодных для Баку условиях в 1992 году. Был выделен кредит в $250 млн., из которых Азербайджан потратил всего 70 млн. – после смены власти использование этого кредита было прекращено. Причем денег в Азербайджане никто в глаза не видел. Условием турецкой стороны было, чтобы Азербайджан отоваривался на кредитные средства исключительно в Турции, что оказалось не очень-то выгодным.
Относительно деятельности кредитных компаний в пресс-службе Минэкономразвития сказали, что такого отношения к турецким строительным компаниям в Азербайджане нет. В нашей стране всего лишь действует закон о тендере, согласно которому преимущество по результатам тендеров при прочих равных показателях отдается местным компаниям. Вряд ли поощрение развития местного бизнеса можно осуждать.
Тем не менее нельзя считать мнение журналиста и даже общественности, решающим в межгосударственных отношениях. Не советует придавать значения тону турецких СМИ и первый секретарь посольства Турции Гюрсель Эврен. “Проблемы есть, их затрагивал во время своего приезда в Баку госминистр Турции Абдулхалыг Чай. Но мы надеемся, что они решаются”, – сказал Эврен.
Быть может, причиной всему то, что турецкая общественность не информируется о продвижениях в этом плане? Иначе как объяснить тот факт, что решение вопроса о налогообложении транспортных средств Турции осталось незамеченным и эта проблема все еще муссируется? По мнению Гюрселя Эврена, пока решение о снижении тарифов принял Кабинет министров Азербайджана, а соответствующего закона еще нет. В Турции ждут…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год