В середине мая текущего года министр финансов страны Аваз Алекперов обещал, что госбюджет за первое полугодие будет выполнен на 100%. Первая половина 2001 года завершена. И хотя статистическая отчетность по бюджету будет подведена в лучшем случае к концу июля, уже сегодня с полной уверенностью можно констатировать, что прогноз министра не сбылся.
Например, за период с января по апрель доходы и расходы госказны были выполнены соответственно на 83,0% и 74,7% от прогнозных показателей. Подкачало налоговое ведомство, выполнив план всего на 78,7%. Более свежие данные тоже не обнадеживают: в период за январь – май 2001 года налоговые обязательства перед бюджетом были погашены всего на 90%. Но бюджет – это не только налоги.
Казна также складывается из таможенных пошлин и массы других составляющих – в структуре поступлений 71,4% приходится на фискальное ведомство, 20,1% – на ГТК, 8,5% – на прочие источники финансирования. Хорошо хоть, в отличие от Минналогов, Таможенный комитет (ГТК) справился с бюджетным заданием и отчитался на все 100%.
Возникает вопрос: если план по выполнению госбюджета за первое полугодие не выполнен, тогда за счет каких средств удалось набрать ВВП? Причем не просто пассивно увеличить, а за первые пять месяцев перевыполнить производство на 8,3% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Как растет ВВП?
Складывается впечатление, что с макроэкономикой в Азербайджане не все в порядке. Когда в 2000 году был достигнут наилучший за последние годы показатель исполнения госбюджета, мало кто мог оспорить реальные цифры. А они таковы: доходная часть бюджета прошлого года была выполнена на 0,3% больше. Тогда же был зафиксирован и самый высокий за последние пять лет рост ВВП – 11,4%. В целом объем ВВП в 2000 году достиг 21,9 трлн. манатов.
Впрочем, и в нынешней статистике фигурируют заманчивые цифры. Например, реальный объем ВВП на душу населения в 2001 году увеличился на 7,4% и составил 1068 тыс. манатов. В долларовом эквиваленте это почти $232. Конечно, немалую роль здесь сыграла иньекция в данные по ВВП показателей по добыче нефти. А бюджет-2000 удалось выполнить благодаря удачному росту цен на нефть.
Согласно бюджетным прогнозам, пирамида поступлений строилась на факте реализации нефти за $17 за баррель. Но подфартило, и цены на “черное золото” достигли даже $34 за баррель. Отсюда и поступления в доходную часть бюджета, незначительное повышение уровня зарплаты бюджетников, пенсий и выплат семьям шехидов и беженцам. Тогда чем объяснить то, что бюджет первого полугодия выполнить не удалось?
Если обратиться к мировым ценам на нефть, то они вновь обнадеживают, поскольку в прогноз бюджета-2001 цена на нефть была заложена на уровне $22. Сегодня же нефть на мировых рынках стоит $28 и, по прогнозам специалистов, достигнет 30-долларового рубежа. Аналогичная ситуация на нефтяных биржах наблюдалась и в марте.
То есть, поступления за март должны были в значительной степени пополнить доходную часть казны. Но этого не произошло. Слишком очевидна образующаяся в казне дыра. Главный налогоплательщик – злостный должник По словам министра налогов Фазиля Мамедова, виной столь низких показателей служат внутренние неплатежи в топливно-энергетическом секторе. Налоговиков подвел самый крупный плательщик – ГНКАР, которая выплатила всего 45% начисленных налогов.
Только по итогам первого квартала 2001 года ГНКАР задолжала в госбюджет 368,7 млрд. манатов. Сама Госнефтекомпания оправдывается: из доходов ГНКАР были выделены средства на закупку природного газа и оплату долгов АО “Азерэнержи” за электроэнергию, поступающую из Ирана в Нахчыванскую АР.
Но при этом ситуация еще более усложняется. Раньше, во время энергетических кризисов, ГНКАР вместе с “Азерэнержи” фигурировала в деле продажи мазута и за кризис никто из руководства этих ведомств ответственности не понес. Мазут можно продать один раз, максимум – два. Затем бизнес накрывается, и президент издает указ о переводе энергетики на газовое топливо. Обратите внимание, этот указ был подписан не вчера, а в середине прошлого года.
Значит, у авторов бюджета, равно как и у руководства ГНКАР, было достаточно времени, чтобы подумать, на какие средства покупать газ и как это отразится на бюджетных показателях. Видимо, не подумали… Куда в таком случае делись доходы от выгодной продажи нефти? Неужели и их угрохали на покупку газа? То же можно сказать и об оплате электроэнергии, поступающей в Нахчыван.
Еще в прошлом году Иран неоднократно поднимал этот вопрос. В деле фигурировала сумма $42 млн. Получается, что правительство решило посредством ГНКАР погасить долги Ирану из бюджетных денег? То есть, долги Ирану были возвращены из денег граждан и, скорее всего, вызовут задержки пенсий, недовыплату зарплаты бюджетникам, пособий беженцам и т.д. Пострадает от столь героического поступка ГНКАР малообеспеченная часть населения страны.
Невыполнение бюджетных обязательств ГНКАР может иметь и другие последствия. Если ситуация с задержкой выплат налогов затянется, то по цепочке это может ударить по бюджетным обязательствам государства перед организациями, дотирующимися из казны. Отсюда обратная реакция по снижению ВВП – долги государства неминуемо приведут к образованию долгов предприятий друг другу, возрастут неплатежи, понизится производство товаров и продукции и т.д. Экономические последствия очевидны.
Вот еще один конкретный пример – национальный Фонд помощи предпринимательству дотируется из бюджета. В функции этой организации входит финансовая помощь местным малым и средним предприятиям. Каждый год на его финансирование государство определяло 11 – 13 млрд. манатов, а реально выделяло гораздо меньше. Это при том, что последние годы госбюджет подбивался сравнительно благополучно.
Получается, что теперь с появлением бюджетной дыры таким организациям, как этот фонд, вообще рассчитывать не на что. И вновь о зарплате. Статьи расходов на содержание госаппарата в бюджете 2001 года строились, исходя из старой структуры управления. Но в мае появилось несколько указов президента относительно структурных преобразований.
Следовательно, будет пересмотрена структура бюджетных расходов на содержание аппарата. Только вот в какую сторону? Увеличить содержание госчиновников будет невозможно из-за разницы в расходах и доходах казны. Таким образом, о повышении зарплаты госслужащих пока речи быть не может. Не говоря уже о пенсиях и пособиях…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год