Не так давно было объявлено о создании в Баку Комитета чеченских беженцев в Азербайджане (КЧБА), председателем которого стал азербайджанец Фируддин Аббасов. По его словам, необходимость появления этого комитета была продиктована тем, что единственная структура, до той поры худо-бедно помогавшая чеченцам материально (имеется в виду представительство ЧР под руководством Али Асаева), последние три месяца – до мая, уже никакой поддержки землякам не оказывала.
В своем первом выступлении Ф.Аббасов прямо обвинил полицейские власти столицы в том, что они занимаются регулярными поборами с беженцев, и назвал это “полицейским рэкетом”. Интересно, что на тот момент никто из полицейских чинов ни на появление новой организации, ни на обвинения в свой адрес не отреагировал.
Подверг критике Ф.Аббасов и деятельность Комитета ООН по беженцам в Баку: “Только недавно они впервые, скорее всего, для проформы, выдали приблизительно 10 беженцам по непонятной логике по 80 долларов, а затем опять всяческую помощь прекратили. О других организациях вообще говорить не приходится, все они попросту игнорируют обращения к ним. И к чему это приводит? К тому, что у некоторых чеченцев, кормильцев семей, появляется дополнительный соблазн пойти по кривой дорожке, решиться на преступление”.
Ф.Аббасов обратился к руководителю МВД с просьбой принять представителей КЧБА. Министр Р.Усубов зарезервировал прошение и велел своему заместителю – генерал-майору Аскеру Алекперову, поговорить с делегатами. Встреча произошла 25 мая. Ф.Аббасов со своими двумя сотрудниками был принят А.Алекперовым и его двумя заместителями.
На тот момент ежедневно в разных частях Баку порядка 100 человек беженцев подвергались разного рода давлению со стороны правоохранительных органов. Обо всем этом Ф.Аббасов подробно рассказал А.Алекперову и попросил у того содействия в том, чтобы впредь подобное не повторялось, причем выразил уверенность, что такими грязными делами занимаются лишь низшие эшелоны органов полиции в обход начальства (кстати, Ф.Аббасов и сейчас уверен в этом).
В течение трех недель после встречи, отмечает Ф.Аббасов, отношение полиции к беженцам действительно изменилось к лучшему. Каково же было удивление сотрудников КЧБА, когда примерно 10-12 дней назад преследования чеченцев со стороны полиции разгорелись с новой силой.
И примерно тогда же, 17 июня, Ф.Аббасов получил уведомление Сабаильского районного суда о том, что против него возбуждается иск о возмещении морального ущерба в размере 4 тысяч долларов со стороны того самого замминистра А.Алекперова, с требованием к тому же извинения за оскорбление чести и достоинства азербайджанской полиции. Заявление в суд было подано 11 июня, но обвиняемого об этом в известность не ставили.
Оценить такой поворот в отношении к нему лично и к чеченским беженцам вообще сейчас Ф.Аббасов не берется – уж слишком нелогично все это выглядит. Причиной, заставившей его обратиться к СМИ, стал вызов на первое судебное заседание по иску, назначенное на 28 июня. Впрочем, вечером 27 июня стало известно, что суд на неопределенное время откладывается, и причина опять же неясна…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год