В Турции запретили клерикальную партию

Решение Конституционного суда Турции о запрете деятельности партии “Фезилят”, принятое 8 голосами против 3, с полным правом можно назвать историческим. Напомним: партия “Фезилят” во главе с Реджаи Кутаном появилась на политической арене Турции сравнительно недавно, после того, как власти страны запретили деятельность другой исламистской партии – “Рифах”.

Сам Реджаи Кутан уже раздает интервью, где заявляет, что в Турции “нет демократии”. Вопреки прогнозам, в ответ на запрещение партии “Фезилят” по стране не прокатились волны беспорядков и акции протеста. А аналитики между тем спорят, не приведет ли запрет партии “Фезилят” к новому политическому кризису в Турции.

В 550-местном Великом национальном собрании Турции “Фезилят” располагала 100 депутатскими креслами. Еще двое ее депутатов были выведены из состава парламента после крупных политических скандалов. В частности, так произошло с Мерви Кавакчи, демонстративно явившейся на парламентскую сессию в “мусульманском” головном платке.

В отличие от азербайджанской Конституции, где роспуск партии автоматически означает вывод из парламента избранных от нее депутатов (речь идет о голосовании по партийным спискам), в Турции депутаты от распущенной “Фезилят” могут продолжить деятельность в парламенте в качестве независимых депутатов или примкнуть к другим партиям.

И на первом месте тут, как полагают многие, стоит Партия националистического действия во главе с Девлетом Бахчели. Ей не хватает всего 7 депутатских мест, чтобы обойти демократическую левую партию Эджевита, располагающую 132 местами. И если прогнозы аналитиков оправдаются и часть депутатов “Фезилят” действительно перейдет к ПНД, то это уже даст основание Девлету Бахчели претендовать на кресло премьер-министра страны.

Однако куда важнее другое. Решение конституционного суда не просто дало ответ, насколько соответствовала закону деятельность “отдельно взятой” партии. Речь идет об отношении к политизированному исламу в Турции вообще.

Решение о запрете “Фезилят” вряд ли было таким уж неожиданным. Споры о законности действий “Фезилят” шли уже давно, а обвинения в том, что эта партия подрывает светские и демократические устои современной Турции, звучали постоянно. Не последнюю роль в запрете “Фезилят”, без сомнения, сыграло и разоблачение в Турции террористической группировки “Хезболлах”, на счету которой оказалось несколько похищений и убийств турецких предпринимателей, общественных деятелей и журналистов.

Однако трудно исключать, что главной причиной запрета партии “Фезилят” оказался успех на очередных парламентских выборах ее предшественницы – “Рифах”. Напомним: получив менее четверти голосов, эта партия, тем не менее, опередила всех своих соперников, а вскоре “Рифах” и “Догру Йол” во главе с экс-премьер-министром Турции Тансу Чиллер сформировала правительственную коалицию, причем пост премьер-министра занял Эрбакан.

Аналитики называли множество причин столь неожиданного успеха “Рифах” (ранее эта партия неоднократно входила в состав правительства, однако поста премьера не получала). Упоминали и разобщенность светских партий, не выступивших против “Рифах” единым фронтом, и активность самой “Рифах”, и социально-экономические последствия реформ, и многое другое. Однако именно успех “Рифах” оказался для сторонников светского пути развития страны “сигналом тревоги”.

В результате Наджмеддин Эрбакан, говоривший о создании “мусульманского общего рынка” и демонстративно отправившийся с первым официальным визитом не в Азербайджан или США, как это делали его предшественники, а в Иран, пробыл на посту премьера очень недолго.

И не последнюю роль в отставке премьера, а затем и роспуске партии сыграло недовольство турецкой армейской верхушки – по давней традиции, главного гаранта светского и прозападного развития страны. Под угрозой военного переворота Эрбакан покинул пост премьер-министра, его партия “Рифах” вскоре была распущена, а на смену ей пришла “Фезилят”.

Теперь, судя по всему, речь идет о так называемом “прецедентном решении”. По всей видимости, официальная Анкара не намерена позволять исламистским партиям набирать большой вес в государстве и ставить под угрозу светские основы общества.

Нурани
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год