40% каспийской кильки уже погибло

Недолго пришлось ждать неприятностей от появившегося недавно на Каспии гребневика (латинское название этого планктонного организма mnemiopsis leidyi). Опасения экологов, ученых, специалистов рыбного хозяйства прикаспийских государств о том, что гребневик, являющийся серьезным конкурентом рыбам в борьбе за пищу, несет реальную угрозу равновесию экосистемы моря, начали сбываться.

Так, по сообщению Media-press-CNA, за неполные два месяца, прошедшие после проведения казахскими учеными исследований, в Каспии погибло около 250 тыс. тонн анчоусовидной кильки. О том, что означает эта цифра, говорит следующее – это годовая квота вылова кильки всех прикаспийских государств и 40% запасов этой рыбы в Каспийском море.

Основной причиной массовой гибели кильки ученые называют mnemiopsis leidyi – медузообразное существо, которое питается планктоном. В свою очередь планктон – мелкие организмы, обитающие в толще воды, служат основным кормом для кильки. Как предполагают ихтиологи, желеобразная масса гребневика покрывает собою верхний слой моря, значительно ограничивая доступ в воду кислорода. Килька вынуждена выныривать на поверхность из-за нехватки кислорода и гибнет, наглотавшись его сверх меры.

Опыт исследований в других частях света показывает, что некоторым из мnemiopsis leidyi вполне по силам “оккупировать” новую среду, вынуждая перестраиваться всю местную экосистему. В дополнение к прямой угрозе жизни частиковых пород рыбы гребневик питается теми же пищевыми компонентами, что и другие особи, выступая таким образом серьезным конкурентом в борьбе за “хлеб насущный”. Именно это и наблюдается сегодня в каспийских водах.

Что же представляет собой новая каспийская напасть – mnemiopsis leidyi? Постоянным местом обитания этого организма является восточное побережье Северной Америки. Однако это никак не помешало ему вначале 80-х годов неожиданно появиться в Черном море. Как предполагают ученые, mnemiopsis Ieidyi “зайцем” пересек Атлантику в балластных водах грузовых танкеров.

В конце 80-х в Черном море он разросся в огромную массу и встречается теперь во всех уголках моря. Рост популяции вскоре привел к резкому падению популяции анчоусного вида рыб – хамзы, являющейся основой рыбного хозяйства черноморских государств. Теперь “зараза” через Волго-Донской канал, по которому, как известно, мигрирующие воды попадают из Черного моря в Каспий, вовсю господствует и в нашем водоеме.

Утверждать или опровергать версию о том, что причиной массовой гибели кильки на Каспии является “вторженец” mnemiopsis leidyi, азербайджанские ученые пока не решаются. Однако печальный опыт Азовского моря свидетельствует, скорее всего, в пользу этой версии.

По словам директора Азербайджанского НИИ рыбного хозяйства (АзНИИРХ), доктора наук Зульфигара Гулиева, появление гребневика в Азове привело к массовой гибели кильки и в этом водоеме. За относительно небольшой промежуток времени улов кильки со 150 тысяч тонн сократился до 20 тысяч тонн.

Как же бороться с планктонами? Забившие тревогу ученые придумали оригинальный способ. Поняв, что все химические способы борьбы с ним бессильны, азовские специалисты решили применить биологический способ его уничтожения. Вселенный в водную среду Азова другой вид гребневика beroja ovota в настоящее время лихо справляется со своим сородичем mnemiopsis leidyi, поскольку питается исключительно им. При этом сам beroja ovota особого вреда для подводного животного мира не несет.

Именно этот метод борьбы с mnemiopsis leidyi, по словам З.Гулиева, и будет использован нашими учеными. Вначале июля АзНИИРХ совместно с академией наук Азербайджана начнет полномасштабные исследования в этом направлении. Важно определить взаимодействие “оккупанта” с его новой средой обитания и местными организмами. Так что работа специалистам предстоит большая, тем более, что Каспий является крупной экосистемой с большим биологическим разнообразием.

Первые эксперименты планируется провести на базе экологической лаборатории bp, что расположена на Шиховской полосе. Соответствующая комплексная программа работ уже направлена в Каспийскую экологическую программу (КЭП). Именно КЭП с октября 2000 года собирает и анализирует информацию, проводит международные консультации с участием специалистов различных отраслей по поводу степени серьезности этой проблемы.

Будем надеяться, что эксперимент по вживлению нового организма окажется результативным. Однако вряд ли стоит упускать из внимания то, что в погибшей каспийской кильке обнаружено также большое содержание тяжелых металлов и нефтепродуктов. По сообщению той же Media-press-CNA, эта промысловая рыба гибнет между побережьем Мангистауской области Казахстана и Туркменистана.

Имеется и еще одна версия массовой гибели кильки на Каспии, о которой сообщает агентство. Специалисты Каспийского НИИ рыбного хозяйства (КаспНИИРХ) предполагают, что причиной бедствия могло стать значительное повышение температуры воды, которое вызвало изменения балансообразования и расходования органических веществ на Каспии. По мнению некоторых ученых, в результате анаэробного брожения образовался сероводород, вызвавший массовое отравление рыбы.

Между тем гибель кильки, одного из составляющих биологической цепочки на Каспии, через два-три года может привести к исчезновению каспийских осетровых. Как известно, килька является основным кормом для сельдей, которыми, в свою очередь, питаются белуга и севрюга.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год