Рауф Арифоглу: в “Мусават” есть альтернативы на каждый пост

Главный редактор газеты “Ени Мусават” и герой предсъездовского скандала в партии “Мусават” Рауф Арифоглу провел своего рода брифинг, на который пригласил сотрудников пяти печатных изданий.

Напомним, что Рауф Арифоглу, в течение долгих лет являющийся проводником информационной политики “Мусават”, перед съездом партии выступил с резкой критикой в адрес членов руководства – Вургуна Эюба и Арифа Гаджиева. Обвинения касались создания внутрипартийных группировок, а также первичных выборов, результаты которых, по словам Арифоглу, были сфальсифицированы.

Арифоглу начал беседу, выразив благодарность секретарям “Мусават” (после недавнего съезда заместителям) – Сульхеддину Акперу, Ниязи Мехти и Мехману Джавадоглу за то, что они вели себя на партийном форуме сдержанно, а Вургуну Эюбу и Арифу Гаджиеву – за то, что не позволили обществу забыть про заявления Рауфа Арифоглу, пока тот был в Турции:

– У меня не было намерения расколоть “Мусават”, хотя у некоторых политических сил были свои виды на меня. К сожалению, я их огорчил. Кроме того, то, о чем я говорил, настолько ярко выразилось на съезде, что я подумал, что процесс должен идти так, как он идет. А теперь время пришло, и я готов.

– Вы выступили с заявлением, в котором потребовали отставки руководства партии “Мусават”. Но почему-то в обвинениях фигурируют только секретари…

– Я хочу, чтобы решились проблемы. Обвинения не направлены в чей-то адрес, они имеют своей целью нерешенные проблемы партии. Думаю, что поводы для критики дал не башкан “Мусават” Иса Гамбар. Именно поэтому в адрес Исы Гамбара я постарался высказаться максимально корректно.

Секретари партии курируют конкретные области. Я знаю, как обстоит дело в отдельных сферах, и не только в “Мусават”, но и в других партиях. Есть ли в партии информационная политика? Ведется ли работа по заполнению вакуума в период между избирательными кампаниями? Проводится ли агитационная работа?

Я считаю, что несколько лет в “Мусават” в этом направлении никакой работы не ведется. Партийные лидеры – не полевые командиры. Качество их работы определяет не оружие, а слово, агитация.

Множество проблем в оргвопросах. Особенно это проявляется на выборах. Членам партии, имеющим политические амбиции, подчиняются главы районных организаций. Получается, что в их руках рычаги управления партией и избирателями внутри партии. Поэтому я и потребовал отставки секретарей с партийных должностей. Но я не говорил об их уходе из политики вообще.

– А у вас самого есть амбиции?

– У меня очень хорошее место – в газете. Моя задача – решить проблемы партии, а не получить должность. Но думаю, что в тех сферах, о которых я говорил, есть проблемы, и я должен их поднять. Я готов отказаться от работы в газете и стать партийным функционером исключительно для того, чтобы поднять эту сферу. И если мои заявления вызывают такой резонанс, значит, я прав. В Азербайджане очень плохое руководство. Но у нас и ленивая оппозиция.

– Секретарь “Мусават” Ариф Гаджиев сказал, что газета “Ени Мусават” обязана своей популярностью партии “Мусават”. Как вы относитесь к такому заявлению?

– Иса Гамбар – учредитель нескольких газет. Возьмем, хотя бы, газету “Мухалифат”. Я очень уважаю ее руководство и коллектив, но их трудности налицо.

Мы же действительно помогали “Мусават”. Пиар-услуги очень высоко ценятся во всем мире. Мы предоставляли их партии совершенно бесплатно. Три года, как политику “Мусават” в общество проводит газета “Ени Мусават”. Этим не занимается никакая другая структура или секретари. Я провел мониторинг газет за три года и не нашел ни одной публикации, в которой была бы ссылка на аналитическую службу “Мусават” или соответствующего секретаря.

– То есть, вы хотите сказать, что партия должна вам больше, нежели вы ей?

– Не только мне, но всем работникам газеты, возраст которых, в основном, моложе 30.

– И все-таки не ясен ваш статус в газете. После выборов вас так и не утвердили главным редактором.

– Моя функция в газете не определяется учредителем. Я – руководитель и даже владелец этой газеты. То, что записано на бумаге, – не так важно.

– После ваших нашумевших выступлений заговорили о том, что все это согласовано с Исой Гамбаром. Смысл в том, что вашими руками он хочет освободиться от секретарей партии…

– Ни характер Исы Гамбара, ни мой характер не дают оснований для таких выводов. Я считаю, что И.Гамбар – демократ и очень этичный политик. Он не поступит так со своими соратниками.

Что касается меня, то я за всю свою жизнь никогда не плел интриг. Вследствие моих заявлений секретари партии были вынуждены выказать больше уважения Исе Гамбару. Им вдруг очень понадобилось уберечься от последствий моих заявлений. Это помогло Исе Гамбару продемонстрировать свою силу в партии. Но ничего не было согласовано и продумано заранее.

– Принял ли Иса Гамбар предложения об изменениях в партии, которые вы сделали ему в Турции?

– Переговоры шли и продолжаются до сих пор. Это действительно очень серьезные вопросы, касающиеся будущего “Мусават”. Я не испытываю трудностей в выражении своих мыслей, в том числе и башкану. Нравится это кому-то или нет, но проблемы сначала надо поднять, чтобы затем их решить. И недопустимо, чтобы в партии шли разговоры о том, у какого секретаря сколько человек и в каком районе.

– Вы сказали о трудностях в области информации и агитации. Вы хотите заняться этой сферой?

– Трудности есть не только в области информации и агитации, но и в оргвопросах. Я думаю, что мог бы заняться этим успешно. Это будет лишь очередной услуге партии. При этом я смогу сохранить отношения и с другими заместителями. Обоснованность моих претензий доказал съезд.

– Говорят, что одна из причин вашего недовольства – то, что партия не помогает газете?

– Это касается не только партии “Мусават”, но и всей оппозиции, которая не может стоять за свободной прессой. Именно из-за этого мы сталкиваемся с трудностями, находимся под постоянным прессингом. Сколько времени мы говорим о своих проблемах – о судах, о бумаге. И ни одна из партий не поддерживает нас, кроме как заявлениями. Хоть бы кто помог тонной бумаги или 100 долларами. И это при том, что у них есть собственные источники финансирования, есть виллы, есть “точки”…

У меня есть серьезные претензии к “Мусават”. Я об этом говорил и самому башкану. Советовал ему не давать интервью тем газетам, которые продались. Завтра, когда эти газеты перестанут выходить, никто не будет даже здороваться с их журналистами и редакторами. …Не у всех есть идеалы. И для того, чтобы прокормить свои семьи, они бывают вынуждены принимать предложение одной стороны, тем более, что другая сторона и не делает таких предложений.

…Я остаюсь при своем мнении: основные структуры партии должны контролироваться людьми, не имеющими политических амбиций. И если секретари начнут работать, проблем не будет. В последние семь месяцев они не работали, во всяком случае, я этого не замечал.

Решается судьба Карабаха, причем, по имеющимся данным, во вред интересам Азербайджана. В этой ситуации оппозиция не может провести хотя бы одну акцию протеста. Все видели, сколько человек вышли на акции, проводимые Демпартией. Все это – признаки краха. В этом и выражается отношение народа к оппозиции. У меня нет гарантий, что завтра на митинг “Мусават” соберется много народу.

Хочется думать, что оппозиция еще покажет свою силу. Мне кажется, что для Азербайджана уход Гейдара Алиева будет сопровождаться не меньшими катастрофами, чем его приход. Оппозиция, в первую очередь “Мусават”, абсолютно к этому не готова.

– Что вы думаете о судьбе секретарей, чьей отставки вы требовали?

– По-моему, можно было бы создать Политсовет и собрать их туда. Так от них было бы больше пользы. Надо серьезно работать. Пить чай не в кабинетах с лидерами, а в районах – с членами партии.

– Вы имеете виды на посты в партии. А Иса Гамбар на съезде сказал, что вы отказались от этого…

– Возникло недопонимание. Я за день до съезда в разговоре с И.Гамбаром сказал, что откажусь от выборов в меджлис “Мусават”, если мои предложения не пройдут.

– И что же?

– Еще назначение заместителей остается, это – прерогатива башкана. Идут переговоры, но у меня серьезные виды.

– Вы сказали, что после съезда что-то изменилось. Что конкретно? Вы говорите, что хотели бы видеть во главе партийных структур людей, не имеющих политических амбиций. Разве такое возможно в партии?

– Мое желание видеть неамбициозных функционеров оправданно. А что касается изменений, то они налицо. Во-первых, изменилось отношение секретарей к делу и ко мне. Оказалось, что они уже пять лет ратуют за то, о чем я говорю. Оказалось, что все они меня очень любят. А я этого и не знал. У меня нет оснований не верить им, и надеюсь, что они смогут работать дальше. Вообще мне нравится такая солидарность со мной.

– В ваших попытках выгородить Ису Гамбара чувствуется элемент двойных стандартов. Сторонники Гейдара Алиева, сталкиваясь с реальными проблемами, валят все на его окружение, и это вам не нравится. Но вы говорите то же самое. Возьмем хотя бы межпартийные отношения. Ведь эта сфера регулируется самим башканом…

– Я не критикую И.Гамбара не потому, что он вне критики. Просто он в центре внимания своих оппонентов, властей, и я не хочу наряду с ними критиковать башкана “Мусават”. Все свои претензии я высказываю ему лично.

– На съезде “Мусават” много раз повторялось, что “поезд партии” идет к власти. Но на том же съезде мы увидели, что поезд на треть пуст. Треть делегатов в работе съезда не участвовала. Насколько убедительно то, что не выполняющие партийную работу люди смогут управлять страной?

– Поезд действительно в пути. Что касается участия делегатов, то это было связано с техническими вопросами. Да и не только. Это и было одним из доказательств того, что есть оргпроблемы. Несмотря на это, съезд прошел достаточно хорошо.

Управление страной отличается от управления партией. В управленческом аппарате страны профессиональные работники сглаживают некомпетентность политических лидеров. Но мы действительно можем столкнуться с проблемами, если придем к власти прямо из оппозиции. В числе этих проблем будут и те, о которых говорю я.

– У вас наверняка есть альтернатива на те посты, освобождения которых требуют. Кто эти кандидаты?

– В “Мусават” есть по нескольку альтернатив на каждый пост. Но я не могу называть их имена. Ведутся переговоры…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год