По сообщению газеты “Таймс”, агентство ООН, занимающееся международной торговлей редкими видами животных, рассматривает вопрос о введении санкций против прикаспийских стран – России, Азербайджана, Туркменистана и Казахстана, которые обвиняются в неспособности положить конец широкомасштабному браконьерству и промышленному загрязнению Каспия, что поставило на грань исчезновения популяцию осетровых и в целом биоресурсы уникального водоема.
Об этом сообщило Би-би-си. Если еще двадцать лет назад запасы осетровых рыб в Каспийском море оценивались в 22 тысячи тонн, то в настоящее время эта цифра не составляет и тысячи. Одна из уникальных рыб семейства осетровых – шип – уже занесена в Красную книгу Азербайджана. Следующий кандидат – белуга, икра которой во всем мире признана как высококачественная.
Масштабы браконьерства на Каспии принимают катастрофические размеры, особенно в России, где уловы браконьеров в десятки раз превышают официальные. Сказывается и отсутствие юридического статуса Каспия, переговоры вокруг которого никак не завершатся.
Таким образом, каждая из прикаспийских стран контролирует свои водные границы в районе 12 миль, за пределами которых господствуют браконьеры, оснащенные значительно лучше, чем органы бедствующей рыбохраны. Специалисты озабочены и плохо контролируемым выбросом промышленных отходов в воды реки Волги, которая составляет 83% всего пресноводного стока Каспия. Экологическое положение Каспия ухудшилось и после того, как в казахском секторе моря было обнаружено крупное нефтяное месторождение – Кашаган.
Ситуация грозит обернуться не только масштабной экологической катастрофой, но и ставит под удар экономические интересы стран, ориентированных на экспорт черной икры на мировые рынки. Особенно если учесть, что 90% потребляемой в мире черной икры добывается на Каспии.
Полагают, что на незаконный промысел приходится 80% всей продаваемой на рынках Москвы икры. Эксперты ООН утверждают, что российских чиновников необходимо заставить ввести жесткий контроль за рыбным промыслом на Каспии. В прошлом году американская компания Caviar & Caviar Ltd. была оштрафована на 10,5 млн. долларов за ввоз икры с поддельными этикетками с российского черного рынка.
Полный мораторий на экспорт черной икры из России приведет к значительному росту цен на нее в магазинах Парижа, Лондона и Нью-Йорка. Если запрет на ввоз икры из России и бывших советских республик будет введен, любителям лакомства придется рассчитывать лишь на баночки с икрой, привозимые из Ирана.
Иранская икра стоит на 20% дороже, чем икра российского производства. В Иране весь процесс ловли и переработки рыбы проходит под строгим контролем властей. Специальные патрули постоянно следят за тем, чтобы лишь лицензированные шхуны занимались промыслом. Икру перерабатывают прямо на месте.
Переработка деликатеса проходит в условиях строжайшей гигиены. Затем икру расфасовывают в банки, и сразу же фургон-холодильник везет ее на рынок. Таким образом, с момента, когда рыбу вытаскивают из воды, до расфасовки икры в банки проходит лишь несколько минут. Азербайджан, где промысел осетрины практически не регулируется властями, может продавать икру по более низким ценам, чему Иран никак не может помешать.
Сообщается, что доходы Ирана от продажи икры продолжают падать. За последнее десятилетие производство этого деликатеса сократилось вдвое. Иран экспортирует примерно 70 тонн икры в год. Доходы от продажи икры поступают в валюте, что очень важно для экономики страны. Власти Ирана критикуют своих соседей, Туркменистан, и особенно Азербайджан, – за недостаточный контроль над промыслом осетровых и сброс промышленных отходов в Каспий.
По мнению Би-би-си, иранские власти делают все возможное, чтобы увеличить запасы осетрины в Каспии. Кстати, по итогам минувшего года, уловы Ирана на Каспии составили ровно столько, сколько остальных прикаспийских стран вместе взятых, что, в свою очередь, вызвало недовольство стран, входящих в состав Комиссии по биоресурсам Каспия, к которой Иран не желал присоединиться, самостоятельно определяя свою национальную квоту на Каспии.
Как бы то ни было, очевидно, что введение санкций против Азербайджана и других прикаспийских государств на экспорт икры выгоден в первую очередь Ирану – а вот приведет ли это к искоренению браконьерства, еще неизвестно. Кстати, в настоящее время в Париже проходит обсуждение этой проблемы с участием представителей секретариата международной конвенции “О международной торговле исчезающими видами флоры” (СИТЕС). Азербайджан на встрече представляет первый зампред госконцерна “Азербалыг” Тариель Мамедли.
И как стало известно “Эхо” из информированных источников, на встрече ставился вопрос о введении жестких санкций против каспийских стран (за исключением Ирана), вплоть до нулевой квоты. Однако в итоге стороны пришли к соглашению, что будет лишь уменьшен размер квоты до определенных пределов.
Отмечено, что Азербайджан – единственная страна, которая по выходу черной икры от рыбы придерживается норм СИТЕС, что составляет около 10%. В этом году квота Азербайджана по черной икре в пределах нашего сектора Каспия составляла 6,8 тонны. В целом экспорт икры приносит государству солидный доход, поскольку от экспорта икры в бюджет страны отчисляется порядка 70%.
Только в 2000 году от реализации этого товара на счет государства поступило 3,3 млрд. манатов. Теперь очевидно, что существенное уменьшение квоты на икру скажется и на госбюджете, состояние которого итак оставляет желать лучшего.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год