Инвалиды карабаха учинили массовые беспорядки в Азербайджане

М.ЭНВЕРОГЛУ

Ситуация вокруг Общества инвалидов Карабаха (ОИК) получила очень острое продолжение. Сотни людей вышли на улицы, чтобы выразить протест правительству, отказавшемуся вести переговоры с теми, кто, собственно, поднял эту проблему.

Состояние здоровья 19 человек, объявивших в минувший четверг “сухую” голодову, заметно ухудшилось. Участники акции протеста с трудом двигаются. Для того чтобы поддержать их, вчера инвалиды пошли на беспрецедентные меры, которые можно охарактеризовать и как демонстрацию силы.

Понедельник, полдень, перед штабом ОИК, как всегда, многолюдно. Солнце освещает лица собравшихся здесь людей, во внешнем облике которых появились неожиданные изменения – зеленые повязки на голове с надписью “Аллаху Акбар”. Заявление руководителя отдела аппарата президента Али Гасанова о бессмысленности голодовки инвалидов, последних, мягко выражаясь, вывело из себя. Руководители ОИК о чем-то оповещают рядовых членов, и вскоре оживление охватывает всех инвалидов – они начинают скандировать: “Аллаху Акбар!”.

Внезапно поступает информация о том, что группа инвалидов проводит митинг на проспекте Ататюрка перед памятником Айны Султановой. Здесь уже возникли автомобильные пробки. В толпе людей мелькают те же зеленые повязки, правда, к лозунгу “Аллаху Акбар” добавились другие – “Отставка Рамиза Мехтиева!” и “Этимад!” (имеется в виду Этимад Асадов – лидер ОИК).

Спустя минут 20 подоспели наряды полиции, которые в первый момент встали на пути у инвалидов. Правда, почти сразу же поступила команда снять оцепление, поскольку митингующие взяли курс в направлении штаба ОИК и мешать им было бессмысленно. Любопытная картина – за ходом шествия инвалидов войны наблюдают беженцы, проживающие в близлежащих домах. Сами инвалиды злобно поглядывают на них, поскольку переселенцы присоединиться к акции протеста желания не проявляют.

Наконец, подойдя к штабу ОИК, шествие инвалидов произвело здесь настоящий фурор. В окне второго этажа показался Этимад Асадов и другие участники “сухой” голодовки, закутанные в белые простыни. Они приветствовали своих сторонников. Митинг продолжался более часа, и, что примечательно, звучали призывы к полиции не слушать приказов Рамиза Мехтиева и Али Гасанова. Пять часов вечера. Страсти накалены до предела. Инвалиды, подняв на руки Асадова, пошли на полицейские кордоны. В этот раз участники войны не ограничились простым скандированием лозунгов.

Перевернут полицейский автомобиль, толпа забрасывает стражей порядка камнями, начались столкновения с блюстителями законности, появились раненые с обеих сторон. Происходящее напоминало митинг оппозиции 12 сентября 1998 года. Прибыли дополнительные подкрепления полиции с касками, щитами и дубинками. Один из инвалидов – Ризван Велиев вскрыл себе вены. Семь часов. Группа инвалидов войны подожгла автомобиль “Ока” перед станцией метро “28 Мая”.

Наши корреспонденты, прибывшие к месту инцидента, были задержаны сотрудниками 22-го отделения полиции Насиминского района, которые, что интересно, были в штатском. Нас пригласили пройти в отделение, причем правоохранители даже не удосужились показать свои документы. Уже в отделении оперуполномоченный по фамилии Мамедов стал мотивировать действия полицейских тем, что поведение нашего фотокорреспондента показалось ему подозрительным. В последнее время, сообщил Мамедов, “разные организации делают снимки с мест подобного рода инцидентов, и распространяют эти материалы”.

Правда, сотрудник 22-отделения полиции не уточнил, что это за организации и зачем необходимо приглашать журналистов в отделение, чтобы проверить их документы? Позже, выступая в эфире государственного телевидения, замначальника столичного управления полиции Яшар Алиев расценил действия инвалидов как провокационные. “Они хотели столкновений с полицией,” – сказал он.

По словам Я.Алиева, полицейские не применяли силу против инвалидов войны, которые перекрывали уличное движение. “Однако, – отметил замначальника полицейского управления, – они начали оказывать сопротивление полиции, в результате чего более 20 сотрудников полиции получили ранения различной степени тяжести”. Как считает замначальника управления полиции Баку, действиями инвалидов кто-то руководил, давая им указания по телефону.

Глава общественно-политического отдела аппарата президента Али Гасанов в интервью агентству “Туран” заявил, что акция, проводимая инвалидами карабахской войны, находится под контролем правоохранительных органов. Гасанов расценил действия инвалидов войны 19 февраля как незаконные. “Если эти незаконные акции продолжатся, – сказал он, – власти предпримут необходимые действия”. В городской прокуратуре уже возбуждено уголовное дело по факту массовых беспорядков 19 февраля в Баку.

А глава МВД Рамиль Усубов в интервью ANS заявил, что за действиями Этимада Асадова и его сторонников стоит желание отвлечь внимание от фактов хищений в ОИК на общую сумму в 1 млрд. манатов. По данным фактам, как подчеркнул министр, возбуждены уголовные дела. Заявление министра в беседе с нашим корресподентом опроверг исполняющий обязанности председателя ОИК Гюндуз Рагимов. “Это ложь, – сказал он, – мы всегда открыты для проверок”.

Рагимов также сообщил, что полицейские ранили 8 инвалидов, которые были госпитализированы. Один из участников “сухой” голодовки находится в реанимации. В десять вечера перед штабом ОИК никакого спада активности не наблюдалось. Напротив, со слов Рагимова, узнав о произошедшем сюда прибыли и представители районных отделений ОИК. Участники войны прослушали выпуски новостей – о себе, о раненых полицейских, о том, что в Кабинете министров под председательством вице-премьера Али Гасанова состоялось заседание рабочей группы по решению проблем инвалидов, в котором участвовали и представители Общественного объединения инвалидов, ветеранов карабахской войны и семей шехидов – альтернативной организации инвалидов, с которой правительство начало переговоры.

Корреспондент “Эхо” связался с заместителем председателя ОИК Таиром Гасановым. По его словам по состоянию на 00.30 ночи полицейское оцепление вокруг штаб-квартиры ОИК снято, однако около тысячи инвалидов по-прежнему дежурят возле здания, где проходит “сухая” голодовка.

По словам Гасанова, в штаб-квартире отключены городские телефоны, состояние 18 голодающих близко к критическому. Один из участников акции, который был госпитализирован в результате побоев полиции находится в коме, отметил Т.Гасанов.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год