Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер добавил сомнений относительно крепости нашего членства в организации, им возглавляемой. Такие выводы напрашиваются после интервью, которое он дал армянскому информационному агентству “Медиамакс”:
“Во вступлении Армении и Азербайджана беспрецедентным стал тот факт, что впервые в истории Совета Европы его членами стали страны, имеющие между собой неразрешенный конфликт. Армения и Азербайджан обязались решать этот конфликт исключительно мирным путем, и это было абсолютным предварительным условием для вступления в СЕ. Мы очень внимательно следим за исполнением данного обязательства”.
То есть, генсек СЕ напоминает Азербайджану и Армении о своем праве диктовать условия решения конфликта. А его видение урегулирования конфликта при существующих условиях выглядит довольно эфемерным. “Мы надеемся, что учась жить в европейской семье, разделять общие ценности и искать общие решения, Армения и Азербайджан найдут новые возможности для позитивных шагов. Многие страны в Европе прошли через войны, насилие и разрушения. В тех странах, которые нашли в себе силы преодолеть вражду прошлого и повернуться лицом к будущему, жизнь людей сегодня свободна и благополучна”, – говорит Швиммер.
Представители буквально всех политических сил азербайджанского общества – руководство страны и оппозиция, а также эксперты-политологи и представители интеллигенции – говорят о том, что если конфликт не будет решен переговорами, есть военный путь. Между тем мы уже обязались, по словам генсека СЕ, действовать исключительно мирными средствами.
Принимая во внимание заявление главы МИД В.Гулиева, да и не только его, о том, что мирным или вооруженным способом, но Азербайджан будет добиваться восстановления своей территориальной целостности, приходится констатировать, что при вступлении в СЕ наши власти рассчитывали только на мирный исход. В противном случае зачем же Азербайджану было брать на себя обязательство, которое с равной возможностью может быть или выполнено, или нарушено.
Вчера же от руководителя армянской делегации на бакинской сессии ПАЧЭС депутата Виктора Даллакяна, по информации агентства “Тренд”, стало известно, что министр иностранных дел Армении В.Осканян на недавней встрече с парламентариями своей страны сказал им, что следующая встреча Г.Алиева с Р.Кочаряном состоится через 2 – 3 месяца.
Но при этом Даллакян, глава комиссии армянского парламента по государственным и правовым делам, подчеркнул, что Армения продолжит настаивать либо на провозглашении независимости Нагорного Карабаха, либо – его присоединении к РА. То есть понятно, что, по армянскому прогнозу, предстоит по сути еще одна безрезультативная встреча, которая только еще больше подчеркнет вынужденное приближение нашей страны к “запретному” для нее (по версии генсека СЕ) военному варианту возвращения оккупированных территорий. О том, как быть с этим противоречием (кажущимся или реальным), мы попытались выяснить у представителей разных общественных и политических сил страны.
Мубариз Гурбанлы, заместитель исполнительного секретаря ПЕА
– Я полагаю, что Совет Европы – это не та организация, члены которой обязаны исполнять все ее требования. В мире есть одна только организация – это Совет Безопасности ООН, решения которой подлежат обязательному исполнению всеми странами мира. Азербайджан при вступлении в СЕ не давал обязательства, о котором говорит В.Швиммер. Просто наша страна озвучила тогда свое желание решить карабахскую проблему мирным путем. Но если подобным образом этот вопрос не решается, тогда у Азербайджана просто не остается другого выхода, кроме как решить его военным путем. Устав ООН также не исключает того, что государство, подвергшееся агрессии и территория которого захвачена, имеет право военным путем освободить свою землю.
– Но Швиммер говорит, что Азербайджан дал обязательство…
– А я думаю, что об обязательствах речи не было. Сегодня Азербайджан в качестве члена СЕ выполняет все конвенции, которые он подписал. Азербайджан не отказывается от намерения решить проблему мирным путем. Господин Швиммер и руководители других влиятельных международных организаций в этом вопросе, напрямую касающемся агрессии, должны подвергнуть прессингу Армению, а не Азербайджан. Потому что в конце концов не Азербайджан, а Армения – агрессор.
Расим Мусабеков, политолог, бывший госсоветник, партия “Мусават”
– Если поставить на чашу весов с одной стороны то, что наше членство в СЕ будет заморожено или нас даже выставят оттуда, а с другой – согласие Азербайджана с оккупацией или же с утратой земель, каков будет выбор азербайджанского народа и его элиты? Я не думаю, что это равноценные вещи. Так что, конечно, хотелось бы решить этот вопрос мирным путем, но если эта оккупация превратится в бессрочную, а армянские требования будут столь же наглы, как сейчас – обращаю внимание, что вопрос о независимости или присоединении НК к Армении, после принятия последней в СЕ, стал армянами обсуждаться в открытую, – то возможность военного исхода дела не должна исключаться. Это, конечно, обязательство, и оно сопряжено с членством в СЕ, но превыше этого есть обязательства нашего правительства, правящей элиты перед собственной конституцией и народом.
Иса Садыхов, экс-замминистра обороны, председатель Организации офицеров запаса
– За два дня до нашего приема в СЕ в феврале этот документ должны были подписать руководители оппозиционных партий. Подписи ставили А.Эльчибей, И.Гамбар, Э.Мамедов и т.д. И в нем не было сказано ни о каких обязательствах, которые Азербайджан берет на себя, – о том, что разрешение конфликта должно присходить только лишь мирным путем. В документе говорилось о том, что стороны обязуются стремиться к решению проблемы мирным путем, но это не говорит о том, что другие варианты, кроме этого, исключаются. Сейчас конфликт затягивается, и если СЕ видит необходимость его решения, то должны быть определены сроки – до каких пор существующее положение может длиться. Кроме того, и руководители страны заявляют о том, что у нас есть вариант вооруженного решения вопроса, так что я думаю, нет там никаких категорических обязательств у Азербайджана и ни в какое противоречие с подписанными документами мы не вступаем, когда говорим о вероятности войны. Тем более, что лидеры оппозиции выступали в феврале в печати и разъясняли, что в документе СЕ не предусмотрено никаких исключений по вариантам решения карабахского конфликта.
Асим Моллазаде, зампредседателя ПНФА по международным вопросам
– Азербайджан дал такое обязательство и, между прочим, полностью его выполняет. Однако Армения сегодня сводит на нет мирный переговорный процесс. На состоявшемся относительно недавно заседании Кабинета министров государств – членов СЕ Армения отказалась признать территориальную целостность Азербайджана, что грубо нарушает международное законодательство и все принципы СЕ. То что сегодня путем переговорного процесса Армения пытается закрепить юридически свои военные достижения, что тоже само по себе является нарушением принципов СЕ. Азербайджан в соответствии с международными законами со своей стороны вполне имеет право начать, скажем, не военные действия, а операцию по очистке своей территории. Мы имеем возможность квалифицировать свои вооруженные действия таким образом, и это не будет нарушением обязательств перед СЕ…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год