Азербайджану нужен современный квалифицированный менеджмент

В последние годы многое в нашей общественно- политической жизни списывается на особенности национального характера, так называемый менталитет. Что ментальные моменты играют большую роль, сомнений не вызывает, но то, как они себя проявляют и в какой мере предрешают наше настоящее и – тем более – будущее, нуждается в уточнении.

Суждения, высказанные в этой связи такими известными своими самостоятельными и глубокими взглядами на общественную жизнь людьми, как Рауф Талышинский, Расим Агаев, Эльдар Намазов и Рашад Рзакулиев, несомненно, интересны. Подключаясь к дискуссии, поделюсь собственными соображениями.

Поведенческая матрица азербайджанцев в своей основе является азиатско- мусульманской. Однако мы долгие два столетия пребывали в политико-культурном поле России, с ее смешанным, но все же европейско-христианским преобладанием.

Сама география Азербайджана исторически предопределила его пограничный характер как место встречи и противоборства различных культур, религий и цивилизаций. Возможно, данное обстоятельство сыграло немалую роль в том, что эклектичность и пластичность сочетаются в нас, азербайджанцах, с поверхностностью и непоследовательностью.

Перечень отрицательных ментальных черт без труда можно продолжить. Но не лучше ли оставить это поле для сатириков – писателей и поэтов, подобных великому Сабиру? Ведь слабые стороны, наравне с сильными, присущи всем нациям. Тюрки, в том числе и азербайджанские, очень жизнестойкий этнос. Иначе трудно объяснить их распространение на обширных пространствах Евразии и успешное преодоление ими множества препятствий на своем историческом пути.

Эти качества не утрачены и поныне. Например, то, что наше население в чрезвычайно трудных обстоятельствах и почти при полном безразличии эгоистичной, вороватой и недальновидной элиты демонстрирует чудеса выживаемости и предприимчивости, то, что люди, в условиях жестокого военного поражения и оккупации врагом огромной территории, сохраняют присутствие духа и жизненную силу, – это повод для надежды и веры. Кстати, западные специалисты, работающие у нас в Баку, отмечают образованность, сообразительность, быструю обучаемость местной молодежи.

Несомненным ментальным достоинством азербайджанцев является и то, что они не чураются никакой работы и готовы на значительный риск ради обеспечения существования своих семей. Поэтому никак не могу согласиться с предположениями Расима Агаева о снижении пассионарности азербайджанцев как этноса, о его надломе и чуть ли неминуемом конце. С научной точки зрения такой вывод несостоятелен. Ведь, в отличие от известного российского историка и мыслителя Гумилева, который рассматривал мировую историю в масштабе веков и тысячелетий, Расим Агаев свой приговор нашей нации и государству выносит, будучи погруженным в конъюнктурную повседневность.

Полностью солидаризируюсь с мнением и аргументами Эльдара Намазова, считающего пессимизм в отношении перспектив Азербайджанской Республики необоснованным. Мир меняется, меняются и критерии общественных оценок. Если смысл социального существования в доиндустриальную эпоху определялся в системе моральных координат, а в ХIХ – ХХ веках приоритетной стала политика (власть и контроль над ней), то в настоящее время во главу угла поставлены экономическая целесообразность и эффективность.

Яркий тому пример – Италия. Это государство после подвигов Гарибальди по объединению страны проиграло все войны, в которых участвовало в ХIХ и ХХ веках. Криминализация итальянского общества и засилье мафии стали нарицательными в мире. Склонность потомков Ромула к пустопорожней болтовне, недисциплинированность и бюрократизм чиновников также хорошо известны. Политическая нестабильность является хронической. 50 правительственных кризисов за 55 послевоенных лет говорят сами за себя.

Как видно, с менталитетом у итальянцев тоже не все в порядке. Однако это не стало непреодолимым препятствием для экономического и культурного прогресса. Кстати, Италию, равно как Англию, Турцию и другие европейские страны, не обескровила многомиллионная эмиграция. Современная Италия славится во всем мире своей качественной промышленной и сельскохозяйственной продукцией, а по уровню жизни догнала ведущие западноевропейские государства. Ну а футбол, кинематограф, музыкальное искусство, курорты, музеи и прочее в представлении не нуждаются. Кстати, собственные общественные язвы итальянцами во многом преодолены и локализованы в результате поступательного развития.

Национальный менталитет, равно как географическое положение и историческое прошлое, климат и природные ресурсы, для политика являются данностью, которую нужно принимать без упрека и печали. Их обязательно следует учитывать при принятии законов и выработке правительственных решений. Но при разумном управлении и организации ментальные изъяны вполне преодолимы.

Рашад Рзакулиев усматривает проблему как раз в низком качестве политического лидерства. Факт этот не вполне очевиден. Ярких политиков у нас много. Недостает способности к консолидированным действиям. Но и здесь идут подспудные перемены. Хотя медленно, но растет понимание того, что эпоха бесплодного доктринерства и резонерства в Азербайджане завершилась. В стране формируется класс собственников, регенерируются средние слои. Следовательно, в скором времени возникнет общественный запрос на прагматичных политиков, ориентированных на принятие конкретных решений и адресное обслуживание интересов, готовых ради этого подняться над личными амбициями, пренебречь старыми обидами и взаимными претензиями.

В заключение замечу, что политикам противопоказаны как необоснованная завышенность ожиданий, так и пессимизм. Нужно видеть реальную ситуацию с ее неизбежными трудностями, но в контексте имеющихся ресурсов, использование которых может придать позитивную динамику общественным процессам.

Азербайджан нуждается не в очередной широковещательной концепции национального спасения, а в современном квалифицированном менеджменте. А уныние в нашем положении и вовсе недопустимо. Ведь по религиозным канонам это – смертный грех!

Расим Мусабеков
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год