Интервью с мастером спорта международного класса по пулевой стрельбе, Ирадой Ашумовой.
Мастер спорта международного класса по пулевой стрельбе Ирада Ашумова родилась 25 февраля 1958 года в Баку. Закончила вначале Бакинский политехнический техникум, а затем поступила АзГИФК. На счету Ирады Ашумовой немало почетных наград: она чемпионка и абсолютная рекордсменка чемпионатов мира и Европы 1985 года, серебряный призер чемпионата мира 1998 года в Барселоне. Неоднократный победитель и призер чемпионатов СССР, различных международных турниров. Двадцатикратная чемпионка Азербайджана.
– Как получилось, что вы выбрали именно этот вид спорта? Все-таки стрельба – это не художественная гимнастика.
– В общем-то все получилось случайно. Еще на втором курсе политехнического техникума мои друзья и подруги посоветовали мне попробовать себя в стрелковом спорте. Дело в том, что в это время шел набор в секцию девушек и после некоторых раздумий я приняла решение записаться. В те годы спорту уделялось большое внимание, юноши и девушки хотели славы, и многие, я не исключение, полагали, что, занимаясь серьезно спортом, можно многого добиться в жизни. Так вот, в 1974 году я попала в стрелковый спорт. Поначалу все шло как нельзя более удачно. Не прошло и года, как я начала выезжать на соревнования. В 1978 году выполнила норму мастера спорта, а через четыре года – норму мастера спорта международного класса. В том же году попала в состав сборной СССР. Начиная с первых моих шагов в спорте и вплоть до нынешнего времени мне всегда помогал и поддерживал в трудные минуты мой тренер и супруг Владимир Лунев.
– Как вы оцениваете положение дел в спортивной стрельбе?
– Оно весьма далеко от идеального. Но проблему надо рассматривать в комплексе. Раньше, например, в школах на занятиях по начальной военной подготовки мальчишки и девчонки учились стрелять из пневматических винтовок. Сегодня такие занятия почти не проводятся, потому что таких винтовок почти не осталось. Что же касается непосредственно уже спорта, то одна из главных причин упадка в пулевой стрельбе – отсутствие финансирования. У тренеров очень низкая зарплата. Но даже если наставник готов работать за столь низкий оклад, то еще не факт, что ему удасться выпестовать хорошего спортсмена. Сразу же возникает проблема с приобретением стрелкового оружия. До недавних пор я сама пользовалась оружием и патронами десятилетней давности.
– Неужели федерация не в состоянии найти несколько тысяч, чтобы обновить арсенал спортсменов?
– Ну кое-что, конечно же, делается. Перед самыми Олимпийскими играми в Сиднее благодаря президенту Федерации стрелкового спорта генерал-лейтенанту Вагифу Ахундову я смогла, наконец, приобрести два новых пистолета немецкого производства: пневматический и малокалиберный. И вообще, не стоит посыпать голову пеплом. Работа ведется. Отрадно, что в настоящее время ситуация, хотя и медленно, но все же меняется в лучшую сторону. В скором будущем, например, в столице появятся два великолепных стрелковых тира, полностью отвечающих европейским стандартам. Один из них сооружается в поселке Баладжар, где смогут стрелять стендовики и пулевики. Другой же тир площадью 25 х 10 метроа – строится спортивно-оздоровительным центром “Нефтчи” на олимпийской базе в Сураханы. Там будут установлены пять огневых щитов. Федерация обещала также приобрести десять стволов: пять пневматических пистолетов, четыре пневматические винтовки и один малокалиберный пистолет для членов сборной Азербайджана.
– А что, у нас уже сформирована национальная команда?
– Да. В ее состав входят Мехрибан Асадова, которая еще в 1989 году выступала за юношескую сборную СССР, нынешняя чемпионка республики Хавяр Касумова и я. В настоящее время команда ведет на стадионе “Спартак” усиленную учебно-тренировочную подготовку к чемпионату Европы.
– Вы неоднократно побеждали на различных международных соревнованиях. Какая из этих побед была для вас самой трудной и запоминающейся?
– Это серебряная медаль, завоеванная в 1998 году на чемпионате мира в Барселоне. В меня тогда никто не верил, кроме тренера. Дело в том, что после Олимпиады в Атланте в течение года я практически была лишена возможности участовать в соревнованиях, отстрелявшись только раз на международном турнире. В начале же 1998 года выступила лишь на чемпионате Европы. Но подготовка спортсмена заключается в том, чтобы перед чемпионатами мира и Европы опробовать себя на международных турнирах. У меня, к сожалению, в тот период не было такой возможности. Хочу отметить, что стрелковый спорт – это индивидуальный вид спорта, где нужно рассчитывать только на себя. Ты сама должна доказывать, на что способна.
В моем виде упражнений стреляли более ста человек в четыре смены по круглой и фигурной мишеням. На каждый выстрел давалось три секунды. И когда я отстреляла круг, то не попала в восьмерку сильнейших. Во втором круге с громадным трудом мне удалось попасть в “восьмерку”, то есть в финал, где выступали такие стрелки, как олимпийские чемпионки грузинка Нина Сулаквадзе и россиянка Марина Лагвиненко, чемпионка мира из Монголии и чемпионка Европы из Дании. И в соперничестве с такими титулованными спортсменами я, стреляя из старого малокалиберного пистолета, стала второй.
– Продолжает ли в семье кто-нибудь ваши традиции?
– Как я уже говорила, супруг Владимир Лунев – мой тренер. Дочка Диана до недавнего времени также занималась стрелковым спортом и за короткое время добилась неплохих результатов на республиканских соревнованиях. Но в связи с учебой в институте она прервала свои занятия. А сын Руслан занимается шахматами.
– Какие у вас планы на будущее?
– Готовлюсь вместе с командой к предстоящему чемпионату Европы, который состоится в конце июля в Загребе. А затем в октябре планируем принять участие в III исламских играх, которые пройдут в Иране.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год