Кинорежиссер Аяз Салаев вернулся из Монголии довольным. При поддержке фонда Сороса в Монголии прошли Дни новой кавказской культуры под девизом “Возобновление утраченных связей”. Азербайджан, представленный джазовой музыкой, новым направлением в изобразительном творчестве – “лендарт”, кино, художественной фотографией, смотрелся неплохо.
Понравилось монгольской аудитории выступление джазовой группы Салмана Гамбарова “Бакустик-джаз”. А совместная игра этого ансамбля с монгольскими народными музыкантами, причем без репетиции, произвела настоящий фурор.
Интерес вызвали работы фотохудожников – Санана Алескерова и Мирнаиба Гасанова. А “лендарт” – союз природы и скульптуры – был представлен работами Гусейна Ахвердиева, Бахрама Халилова, Мусеиба Амирова.
В составе азербайджанской делегации в Улаанбааторе побывад и кинорежиссер Аяз САЛАЕВ. Он рассказывает:
– Нас приятно удивила эмоциональная реакция монгольского зрителя. Такое чуткое понимание было приятной неожиданностью. Другие кавказские страны, приехавшие на этот форум, поскаредничали, если можно так выразиться. Армянская культура была представлена видеофильмами. Грузинская – народным хором из 7 человек. Характерным отличием азербайджанской культурной программы была новизна художественного мышления, а не экплуатация культурных традиций, а это уже говорит о многом. Ростки нового искусства в Азербайджане дают прекрасные всходы.
– Вы впервые так хвалите новую азербайджанскую культуру, раньше приходилось слышать от вас прямо противоположное.
– Думаю, это не я изменился, а что-то меняется, и очень существенно, в культурном поле Азербайджана. Появляется новое поколение внутренне совершенно свободных людей, не исковерканных советской властью. Вот на них я и возлагаю огромные надежды.
Эта поездка перечеркнула мое представление о Монголии, как о культурной провинции, глухомани. Думаю, и представители кавказских стран, в свою очередь, были очарованы новой культурой Монголии, которая приятно нас удивила во всех сферах искусства – в изобразительном творчестве, в музыке, в кинопроизводстве.
Из этой поездки я вынес две вещи – первое, что мы живем в эпоху формирования нового культурного поля, и второе, что Азербайджан занимает в нем свое место.
– А как восприняли новое кино Азербайджана?
– Были представлены три картины – замечательный фильм Гусейна Мехтиева “Чужое время”, мой фильм – “Яраса” и документальная картина о беженцах режиссера-документалиста Хамиса Мурадова “9 минут”, и все эти фильмы были восприняты с равным интересом.
– Как вы относитесь к новой структуре, которая возникла в нашем кинематографе?
– Я считаю, что для кино, так же, впрочем, как и для общества в целом, идеально, когда на судьбу кинематографа, как и на судьбу каждого отдельного художника, не оказывает влияние та структура, которая нынче “на дворе”. Не важно, как она при этом называется – “Азеркиновидео” или Минкультуры. Одним словом, я желаю себе и другим, чтобы в Азербайджане развивались национальная буржуазия, предпринимательство, а это, в свою очередь, явится залогом усиления сети спонсирования картин, присутствия независимого кино, создаст здоровую конкуренцию между частным и государственным кинематографом и, соответственно, даст толчок развитию культуры вообще.
– А как насчет вашего творчества? Со времени “Ярасы” прошло уже много времени…
– Вы затронули мое больное место. Да, свыше 30 профессиональных кинорежиссеров, выпускников ВГИКА, Института искусств стоят сегодня в живой очереди на создание фильмов. Я тоже в этой очереди. Мой очередной фильм стоял в плане “Азеркиновидео” на 2003 год. Теперь, в связи с распадом этой структуры, я не знаю, что будет с перспективным планом кинопроизводства.
– И что это за фильм?
– Я не хочу говорить об этом. Поверьте, говорить о нем для меня гораздо сложнее, чем, скажем, рассказывать о своей интимной жизни. Я думаю над сценарием этого фильма. На мой взгляд, сценарий не только основа для фильма, но и основа нашей жизни, нашего восприятия мира. Произведение искусства открывает новые горизонты, обогащает драматургические возможности познания мира. Поэтому не спрашивайте конкретно о теме. Тема не изначальна. Изначален способ ориентации в поле того зрелища, которое предстает перед нами во времени и пространстве. Тема только его порождение.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год