Мнение посла Ирана в Баку и бывшего главы дипмиссии Азербайджана в Тегеране кардинально отличаются.
На предстоящей в ближайшее время в Москве встрече сопредседателей Минской группы ОБСЕ ожидается участие советника министра иностранных дел Ирана, начальника главного управления по странам СНГ Махмуда Доулатабади (подробнее об этом на стр. 1). В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о том, какую позицию на этих переговорах займет Тегеран, учитывая наличие сложного баланса интересов на Каспии и в регионе в целом.
За комментариями по данному и другим вопросам мы обратились к послу Ирана в Баку Ахаду Газаи и бывшему послу Азербайджана в Тегеране Алияру Сафарли.
Комментарии посла ИРИ Ахада Газаи были несколько уклончивы, но достаточно оптимистичны с позиции Азербайджана:
– Иран всегда высказывал свою позицию по карабахскому вопросу и всегда поддерживал территориальную целостность республики. Подчеркиваю, что Иран никогда не согласится с расчленением Азербайджана. Азербайджан мы рассматриваем в качестве важного геополитического партнера, с которым Иран связывают тесные узы добрососедства и братского расположения. Поэтому Иран использует все от него зависящие возможности, чтобы направить их на осуществление мирного урегулирования карабахской проблемы. Азербайджан получит от нас необходимую поддержку.
– В этом будет заключаться независимая деятельность Ирана в этом вопросе?
– Если возникнет необходимость, об этом будет со временем объявлено.
– Готов ли Иран сесть за стол переговоров с США в вопросе карабахского урегулирования?
– Для Ирана это не представляет проблемы. Как я уже сказал, Иран твердо стоит на своих позициях по карабахскому вопросу и может вести переговоры везде и со всеми – переговоры с Америкой для нас не проблема.
– Ваши прогнозы относительно другой важной проблемы – определения статуса Каспия.
– Пять прикаспийских стран усиленно ведут переговоры в этом направлении, очередной виток которых состоится скоро в Баку на заседании замминистров иностранных дел стран-участниц каспийского альянса. Имеющая протяженную границу на Каспии, ИРИ всегда верила, что принятие статуса Каспия приведет к единству и интеграции, увеличению потока инвестиций зарубежных нефтяных компаний в регион, и заявляет, что правовой статус должен опираться на договоры 1921 и 1940 годов. Важно соблюдать принципы консенсуса в принятии любого решения по этому поводу, демилитаризации, экологических норм, отказаться от строительства нефте- и газопроводов по дну Каспия. ИРИ готова справедливо участвовать в разделе Каспия на 5 равных частей, создавать безопасность для дружеского и регионального единства. Надеюсь, что на предстоящем заседании стороны приблизятся к подготовке справедливого решения о разделении и использовании водоема, что будет достигнуто на основе мира и взаимопонимания.
– Ожидаются ли какие-то изменения в связи с повторным избранием Мохаммеда Хатеми президентом Ирана?
– Предвыборная компания Хатеми, направленная на осуществление важных реформ в стране, получила полное одобрение со стороны избирателей, отдавших более 70% голосов за его кандидатуру. Этот показатель свидетельствует от том, что электорат следит за происходящими процессами и принимает мнение президента. Мы надеемся, что за предоставленный ему срок президент Хатеми сможет реализовать обещанное.
Алияр САФАРЛИ: “Никакой Хатеми ни демократ”
– Сам факт участия представителя МИД Ирана, советника Махмуда Доулатабади в переговорах сопредседателей МГ ОБСЕ в Москве весьма сомнителен как в качестве наблюдателя, так и в роли участника. Я тоже слышал эту новость, но не могу подтвердить ее достоверность. Но вообще я не верю в искренность Ирана. Под этим сообщением, вероятно, что-то скрывается, потому что Иран очень близок с Арменией – они партнеры. Надо учитывать, что именно Иран полностью обеспечивает Армению и Нагорный Карабах своими продуктами и горючим через мост в районе Мегри. Эти потоки грузовиков я видел на их границе собственными глазами.
– Насколько Азербайджану может быть выгодно участие Ирана в переговорах по НК?
– Это нам абсолютно не выгодно. Вот если б Турцию привлекли к этому делу… Иран будет нам всячески мешать и проталкивать интересы Армении.
– Каково отношение президента Хатеми к карабахскому вопросу?
– Я около 3-4 лет жил и работал в Тегеране и ни разу не услышал даже устно ни от кого из них желания помочь нам. О президенте мне тоже известно. Позиция Хатеми – это позиция Ирана. Все говорят, что он демократ. Никакой он не демократ, а точно такой же человек, как и другие. Это самый настоящий паниранист, не меньший, чем все их муллы.
– То есть, по-вашему, Азербайджану ничего хорошего его переизбрание на посту не сулит?
– Да. И потому, что Иран выступал и выступает против нас всегда и во всем. Сегодня ВСЕ НЕДРУЖЕСТВЕННЫЕ ШАГИ ТУРКМЕНИСТАНА ПО ОТНОШЕНИЮ К НАМ СОВЕРШАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ И ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ИРАНА. Это политика Тегерана. Он помогает Армении, мешает нам прийти к согласию с соседями по статусу Каспия и всячески противодействует установлению наших нормальных и дружественных взаимоотношений со странами Европы и США. И кроме того, сколько миссионеров этой страны действует в самом Азербайджане.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год