11 политзаключенных при смерти в Азербайджане

Данные правозащитных организаций о наличии в Азербайджане 700 – 800 политических заключенных сильно преувеличены, заявил вчера на пресс-конференции председатель комиссии ПНФА-“классики” по защите прав политзаключенных Ульви Хакимов. По его словам, реальное количество политзаключенных – около 70. Однако это вовсе не говорит о легкости их положения.

За все время правления Гейдара Алиева, говорит Хакимов, в заключение за свои политические убеждения отправились 137 членов ПНФА, из которых 87 человек отсидели от звонка до звонка, трое были выпущены на свободу в 1999 году по амнистии, а 8 человек – в этом году.

С их помощью в течение последних месяцев комиссия У.Хакимова проводила ревизию наличия политзаключенных в стране. Большую их часть (39 из 70), как можно заметить, составляют члены именно ПНФА. По исследованиям Хакимова, значительное число политзаключенных состоят также в “Мусават”, ДПА и “Бозгурд”.

Другой член комитета Мамед Зейналов дает свое определение понятия “политзаключенный” – человек, преследуемый властями в силу своих политических взглядов и политической деятельности.

При этом немалое число заключенных азербайджанских тюрем подпадает под категорию узников совести – около 200 человек. Это люди, несправедливо осужденные за участие в антигосударственных и противоправных действиях по той причине, что, находясь под присягой, были вынуждены подчиняться приказам вышестоящих негодяев. К ним относятся и опоновцы.

По сведениям, собранным комиссией “классиков”, отношение к политзекам в тюрьмах особенное – им ограничивают число прогулок, не водят на прием к врачу, практически не позволяют ни с кем встречаться, не дают доступа к периодике, радио и т.д.

Причем, когда оппозиционеры, осужденные по уголовным статьям, возмущаются несправедливым к себе отношением, тюремное начальство прямо заявляет, что они политзаключенные и потому за ними установлен особый надзор.

Из 39 (теперь уже 38, 2 июня один из них умер в тюрьме) политзаключенных – членов ПНФА 11 человек нуждаются в оказании срочной медицинской помощи. Настолько, что их жизнь находится в опасности. Среди них есть больные туберкулезом, астмой, бронхитом и т.д. И ни одному из них не предоставляется лечение.

Все эти данные, сообщает Хакимов, он разослал во все известные международные и правозащитные организации, они достигли СЕ и посольств всех западных государств. У.Хакимов считает, что защитой прав заключенных оппозиционеров должны активнее заниматься их однопартийцы, однако, по его словам, некоторые партии вообще не ведут подобной деятельности.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год