В Нагорном Карабахе задумано очередное политическое шоу. Как сообщило агентство “Снарк”, так называемая “Центральная избирательная комиссия” готовится к предстоящим в 2002 году “президентским выборам” и “выборам в органы местного самоуправления”.
Несмотря на то, что сами “выборы” предстоят только в следующем году, шумиху в прессе предпочли начать уже сейчас. Попытки представить дело так, будто в Нагорном Карабахе уже существует сформировавшееся “государство”, являются важной частью карабахской стратегии Еревана. Как и заверения армянских политиков, что взаимные уступки “не должны наносить ущерба независимости Карабаха”.
В беседе с корреспондентом газеты “Эхо” заведующий международным отделом аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов весьма жестко прокомментировал сообщения о “выборах, соответствующих международным стандартам”: “Все это вместе взятое является грубым нарушением норм международного права, потому как ни одно государство мира не признало самозваную “НКР” и их так называемых ее избранных руководителей”.
По его мнению, лидеры армянских сепаратистов уже в течение многих лет попирают международное право. Н.Мамедов уверен, что продолжается традиция: “они выдумывают какие-то идеи и стараются их реализовать, невзирая на то, правильные эти идеи или нет, а потом становятся рабами этих идей. В Нагорном Карабахе уже сколько лет продолжается эта игра. Но вечно она продолжаться не может”.
Новруз Мамедов полагает, что все это – результат того, что люди “не в состоянии правильно анализировать ситуацию и происходящие в Южном Кавказе процессы”. Он напомнил об обращении к своим соотечественникам теперь уже бывшего президента Армении Левона Тер-Петросяна, в котором тот пытался донести до армянского народа правду о положении дел, доказывая, что его соотечественники “потеряли голову”, что рано или поздно с них спросят за все, что народ откроет глаза и поймет, в каком положении находится.
Отвечая на вопрос, как подобные действия могут повлиять на переговорный процесс, Новруз Мамедов заявил, что положительного влияния на переговорный процесс такие действия оказать не могут. Тем не менее он заявил: “Мы правы, мы занимаем справедливую позицию и мы будем продолжать ее отстаивать”.
Если исходить из чисто правового обоснования тех событий, к которым готовится “НКР”, то его попросту нет. По словам юриста Фуада Агаева, “люди, называющие себя гражданами “НКР”, по большей части являются гражданами Азербайджанской Республики и, следовательно, должны нести уголовную ответственность за соответствующие уголовные нарушения. Действия людей, которые организуют незаконное проведение “президентских” и “муниципальных” выборов, подпадают под определение следующих статей Уголовного кодекса АР – 101, 103-105, 107, 110, 111, 116 и т.д. По ним предусмотрены разные виды и сроки наказания, среди которых есть и наиболее серьезное – пожизненное заключение. Я считаю, что эта информация ясно свидетельствует о том, что Армения готовит почву для усиления своей позиции на предстоящих переговорах.
По оценке эксперта нашей парламентской комиссии по региональным вопросам Севдина Гусейнзаде, конкретно намеченные “парламентом НКР” действия противоречат и положениям наших законов “О правилах выборов в муниципальные органы”, “О ЦИК” и “О выборах”.
Руководитель парламентской комиссии по международным связям Самед Сеидов замечает, что этими актами будет нарушена Конституция АР, и подчеркивает, что “не могут быть легитимными любые выборы, проведенные нелегитимным государственным образованием”. Он напоминает также, что любая “юридическая активность “НКР” не может быть оценена как юридически оправданная”.
Политолог Расим Мусабеков считает, что объявление о “выборах” никак не связано с усилившимся в последние полгода переговорным процессом вокруг НК, ведь различные “выборы” проводились здесь и раньше и потому не способны никоим образом повлиять на нынешнюю ситуацию.
“Раньше у них были жесткие представительские органы власти в районах. Кстати, из просачивающихся к нам сведений известно, что усиливается недовольство населения НК, и если будут более-менее соблюдены демократические нормы при этих “муниципальных выборах”, возможно, кроме агрессивно-радикально настроенных представителей армянской общины на сцену выйдут и выразители других настроений карабахских армян. Но в условиях жесткого военного режима не очень высока и эта вероятность”.
Бывший советник президента Вафа Гулузаде считает, что “НКР” никогда и никем не будет признана. А последние переговоры показали, что никакого урегулирования за счет уступок с азербайджанской стороны не будет.
Армяне НК должны уехать на свою мать-родину, потому что после этнических чисток на территории Армении они не имеют никакого права проживать на нашей земле. Они устраивают то выборы, то парады в НК, лишь бы их признали. Не будет этого. И эта их политическая акция никакого положительного влияния на уже провалившиеся переговоры не окажет.
Очевидно, что в нынешней ситуации говорить о легитимных плебисцитах в Нагорном Карабахе не приходится. Дело не только в том, что “НКР” как государство не признана ни одной страной мира, включая Армению. Как следует из сведений неправительственных армянских источников, сегодня в Нагорном Карабахе проживает не более 20 тысяч человек из более чем 200-тысячного населения бывшей НКАО, что уже само по себе делает нелигитимным любой плебисцит на ее территории даже при благоприятной внешней ситуации.
Заслуживает внимания и внутриполитическая ситуация. В “НКР” до сих пор действует режим чрезвычайного положения, тут запрещены митинги и забастовки, на политическую деятельность наложены жесткие запреты. Даже ереванских журналистов, приезжающих в Нагорный Карабах, местная атмосфера всеобщей подозрительности и повального доносительства ввергает в состояние, близкое к шоку.
Понятно и другое. Для придания “выборам”, в особенности “президентским”, этакого налета “легитимности” и “альтернативности” против Аркадия Гукасяна будет выставлен заведомо проигрышный кандидат типа академика Лендруша Акопяна, но реального соперника у Аркадия Гукасяна, скорее всего, не будет.
Политические споры в Нагорном Карабахе улаживаются совсем другим способом. Достаточно вспомнить, что первый “председатель верховного совета” непризнанной “НКР” Артур Мкртчан стал жертвой брошенной в окно гранаты, и официальная версия, мол, он был убит своей женой на почве ревности, не убедила никого. Заставляют задуматься и несколько покушений на жизнь главы местной церковной епархии архиепископа Паргева.
Нынешнему “президенту” Нагорного Карабаха Аркадию Гукасяну тоже пришлось испытать на себе все прелести местного политического стиля. Клан Бабаянов, контролировавший едва ли не треть экономики региона, представлял немалую угрозу его власти, плюс ко всему его глава Самвел Бабаян занимал пост “министра обороны” и “главнокомандующего армией обороны”, а его брат Карен стал “мэром Степанакерта”.
Попытки Гукасяна урезать политическую власть братьев Бабаянов возымели результат: на Аркадия Гукасяна было совершено покушение. “Президент” самозваной “республики” получил ранения обеих ног. Вскоре были арестованы непосредственные исполнители, среди которых оказались и приближенные Бабаяна, затем – сам Самвел Бабаян, вскоре по обвинению в финансовых преступлениях за решетку отправился и его брат Карен.
Судя по всему, выборы в Нагорном Карабахе – это не более чем попытка доказать, что в непризнанной “НКР”, мол, “все как в лучших домах”: и “президент”, и “парламент”, и “выборы”, в то время как политические споры тут решаются совершенно иным способом. И если учесть, с какой кинематографической быстротой развиваются сегодня в регионе политические события, как и то, что внутриполитический расклад сил в Нагорном Карабахе связан с ситуацией в Ереване по принципу сообщающихся сосудов, то трудно исключать, что до “выборов” в Нагорном Карабахе пройдет еще один “передел власти”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год