Военного положения в Македонии не будет

Представители правительства и албанцев вновь говорят о прекращении огня и призывают к миру.

Обстановка на Балканах вновь обострилась. В столице Македонии Скопье неизвестные обстреляли кабинет президента Бориса Трайковского в момент проведения заседания. Согласно официальным сообщениям, в результате террористического акта никто не пострадал.

Как и следовало ожидать, в македонской столице введены особые меры безопасности. В Скопье полиция устроила проверки на дорогах в поисках злоумышленника.

Позже автомобиль с болгарскими номерами, которым предположительно воспользовались преступники, был обнаружен на окраине города. Это первое нападение на высокопоставленного политика с момента начала боевых действий против албанских сепаратистов в Македонии.

По мнению многих наблюдателей, покушение на Трайковского – очередное звено в цепи насилия в Македонии. Ранее, как о том уже сообщалось в печати, в засаде в окрестностях города Тетово погибли шестеро македонских солдат, еще шестеро солдат и полицейских получили ранения.

Тогда же премьер-министр Македонии Любко Георгиевский призвал парламент страны проголосовать за введение на территории Македонии военного положения. По мнению правительства страны, настало время начать полномасштабную войну с албанскими экстремистами.

Международная реакция на заявление македонского премьера оказалась предсказуемой. Официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер заявил, что США “глубоко осуждают” и считают “достойным порицания актом насилия” действия албанских экстремистов. Он также выразил соболезнования семьям трагически погибших македонских солдат.

Правда, при этом Баучер не поддержал предложение македонских властей о введении в Македонии военного положения и призвал правительство страны по-прежнему придерживаться тактики “сдержанного ответа” на действия экстремистов и идти по пути “межэтнического диалога”. В США, по его словам, “не видят, как объявление состояния войны будет способствовать политическому примирению и политическому решению”.

По поступающей информации, тема Балкан стала ведущей и на открывшейся в Брюсселе встрече министров обороны стран НАТО. Некоторые СМИ цитируют представителей западных стран, которые заявляют, что в нынешней ситуации вести переговоры с албанцами уже невозможно.

Безусловно, главным “сдерживающим фактором” для Запада в случае с Македонией была и остается ситуация в Косово. Несмотря на приход к власти в Белграде Воислава Коштуницы, в НАТО не рассчитывают, что уже на будущей неделе сербы станут их союзниками на Балканах. А посему не торопятся стрелять в албанцев в Македонии, дабы не оказаться меж двух огней в Косово.

В результате события в Македонии все больше начинают напоминать “войну плохих с плохими”, где правил не соблюдает ни одна из сторон. В ответ на гибель македонских солдат под Тетово македонские националисты в городе Бристоль не придумали ничего умнее, чем выместить злобу на местных же албанцах. В городе прошли погромы, разгромлены магазины и кафе, принадлежавшие албанским бизнесменам.

Тем не менее призыв Вашингтона в Скопье не оставили без ответа. Уже в ночь на 8 июня масс-медиа сообщили о снижении напряженности в стране. Албанские боевики из освободительной национальной армии (ОНА) в Македонии сообщили, что в полночь с 7 на 8 июня они прекращают боевые действия, и призвали македонские власти поступить так же.

В сообщении, которое подписал политический лидер ОНА Али Ахмети, оговаривается, что ОНА воздержится от боевых действий, если со стороны армии и полиции не будет провокаций, и содержится призыв к властям Македонии подписать официальное соглашение о прекращении вражды и огня обеими сторонами. В документе особо подчеркнуто, что освободительная национальная армия уважает целостность страны и не борется за раздел Македонии.

В тот же день западные дипломаты заявили журналистам, что президент Македонии Борис Трайковский намерен предложить албанским боевикам план мирного урегулирования. Этот документ не включает положение об амнистии экстремистов, однако предусматривает снисхождение к тем из них, кто не причастен к убийствам военнослужащих.

Сегодня непросто предсказать развитие событий на Балканах вообще и в Македонии в частности. Очевидно, что рассказы журналистов о “межэтническом рае” в Македонии оказались как минимум преувеличенными – партизанская война такого масштаба не может быть результатом деятельности мелких вооруженных групп, проникающих из-за рубежа и не имеющих поддержки среди мирного населения. Вопрос в том, что за решение этнических проблем в Македонии взялись только после начала межэтнической войны.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год