Что ждать от “второго нефтяного бума”?

8-я международная нефтегазовая выставка лишь подтвердила стремление участвующих в нефтяных контрактах иностранных компаний продолжить инвестирование нефтегазовой отрасли Азербайджана.

Пошли разговоры о “втором нефтяном буме”. Масло в огонь подливают и наши высокопоставленные чиновники, заявляющие, что скоро объемы инвестиций в страну возрастут невероятно. Вчера о новом нефтяном буме, например, говорил президент ГНКАР Натиг Алиев прямо (подробнее см. на стр……). Страсти нагнетаются.

ШУМИХА С РЕАЛЬНОЙ ПОДОПЛЕКОЙ

Отметим, что ожидания втором, еще более мощного, нефтяного бума в Азербайджане вполне реальны, и заявления чиновников соответствуют действительности: на протяжении последних нескольких лет в Азербайджан было инвестировано порядка 3,2 млрд. долларов. Для восьмимиллионной страны – сумма немалая. Если же учесть, что с каждым последующим годом цифра будет увеличиваться на 2,5 млрд. долларов, то повод для оптимизма есть.

Однако не стоит путать понятия “инвестиции в нефтегазовый сектор”, “уровень благосостояния населения” и “подъем экономики страны в целом”. Это три разные вещи. Конечно, связь между ними есть, но ожидать резкого роста среднего уровня зарплаты по стране (читай – роста уровня жизни) вследствие роста нефтяных инвестиций не стоит.

Так же наивно полагать, что второй инвестиционный бум вызовет всплеск развития отраслей ненефтяного сектора. Опыт предыдущих лет наглядно показал, что связь между ними весьма условна. Поэтапный анализ деятельности иностранных компаний показывает: они вкладывали средства только в необходимые для них сферы.

Например, сотрудники компаний, редко останавливаясь в гостиницах (накладно), снимали квартиры у частников. Валюта способствовала росту уровня благосостояния хозяев квартир. Другой пример: привлекая к работе местных специалистов, компании обеспечили их семьи стабильным источником дохода. Значит, способствовали сокращению безработицы.

Иностранцы покупали импортные продукты и попутно развивали внешнеторговый оборот Азербайджана. С появлением спроса на импорт в торговой статистике увеличивалась доля внешней торговли. Однако это вовсе не отражает прямую зависимость между инвестициями и общеэкономическим развитием страны. Например, говорить о подъеме пищевой и легкой отраслей промышленности страны не приходится.

Чуть большую прибыль государство получило от аренды компаниями помещений под офисы. Стали развиваться сфера услуг, рекламный бизнес, и всякие связующие фирмы. То есть, хоть в незначительной степени, но часть местных бизнесменов из разряда мелких и средних обязана своим появлением иностранным нефтяным компаниям.

Конечно, реальный доход от деятельности этих компаний государство получает от выработки нефти. Схема простая: за счет собственных средств компании проводят геологическую разведку месторождений, бурят скважины, обнаруживают нефть, выкачивают ее и совместно с долевым участником – ГНКАР, продают на мировых рынках. Валюта от реализации государственной части нефти поступает в бюджет. Иностранцы при этом платят налоги за производственную деятельность.

Собственно, эти доходы и позволили в прошлом году поднять пенсии, пособия некоторым категориям льготников и бюджетникам. За счет нефтяных средств глава государства повысил также зарплату правительственным чиновникам. И при этом бюджет 2000 года удалось закрыть с минимальным дефицитом.

Есть еще одна выгода, которую извлек Азербайджан от присутствия таких компаний, как Statoil, Chevron, Bp, ЛУКойл, Conoco, TotalFinaElf и т.д., – престиж. Компании “паровозом” потянули за собой в Азербайджан более мелкие зарубежные фирмы. И не только нефтяные.

ИНВЕСТИЦИИ “ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ”

Но вернемся к инвестициям “второго поколения”. Ожидать, что население Баку (на регионах первый нефтяной бум ровным счетом никак не отразился) получит такой же инвестиционный толчок, как при первом приезде иностранцев, не стоит. В социальном секторе давно “все схвачено и за все заплачено”.

Государство получить дополнительные средства от аренды помещений уже не сможет. Компании сильно расширять свой штат не станут. Может быть, лишь те, кто по примеру “ЛУКойл” пожелают увеличить свое присутствие в Азербайджане. Но кто? Все уже давно получили паи в проектах строительства ОЭТ Баку – Джейхан. Определены и все претенденты на участие в проекте “Шахдениз”. Да и “Азери” – “Чыраг” – “Гюнешли” имеет своих хозяев.

Так что в плане снижения безработицы реально можно рассчитывать лишь на строительные работы по ОЭТ и газопроводу Баку – Тбилиси – Эрзурум. Там ожидается привлечение до шести тысяч работников. Также в ближайшем будущем могут быть востребованы специалисты-буровики. Но в масштабах страны это немного.

Не вселяет особого оптимизма и то, как ежегодные 2,5 млрд. долларов могут повлиять на развитие ненефтяного сектора Азербайджана. И у Bp, и у Chеvron уже есть все то, что их интересовало. Строительный сектор от нефтяных инвестиций в этот раз уже ничего не выиграет. Хотя еще несколько лет тому назад часть нефтяных денег все же перетекла в частное строительство. Речь идет о строительстве в городе особняков. Большинство этих домов были воздвигнуты именно в годы первого нефтяного инвестиционного бума. То, как попали к их владельцам деньги, на которые они построены, – отдельный разговор.

О сельском хозяйстве говорить не приходится. Слишком слаба связь между агросектором и нефтяной отраслью.

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ НАС САМИХ

Единственное, где может быть подъем, – нефтяное машиностроение Азербайджана. Это реально. Но только при условии, что правительство уделит развитию отрасли особое внимание. Сами иностранцы вряд ли будут связываться с местными машиностроительными предприятиями. В Азербайджане они имеют лишь сырьевые, нефтегазовые интересы. А трубы для ОЭТ можно будет поставлять и из-за границы.

Компаниям такой вариант выгоден. Они выиграют не только в качестве труб нефте- и газопроводов, но и смогут вернуть обратно себе часть инвестиций. Механизм прост: говоря о 3,2 млрд. долларов вложений в нефтяной сектор Азербайджана, следует учитывать не только затраты на покупку дорогостоящего оборудования, например, для буровых. В этой сумме сидят и расходы компаний на заработную плату сотрудников, командировочные на беспрерывные поездки экспертов, рекламу, деньги на инжиниринговые работы и т.д. В целом это и называется инвестицией.

Поэтому любой компании выгоднее купить надежное зарубежное нефтяное оборудование, а после отчитаться перед руководством Азербайджана о миллиардных инвестициях. Понятно, что правительство не может указывать иностранцам, какое оборудование покупать. Будучи долевым участником нефтяных проектов, ГНКАР имеет ровно столько прав, сколькими процентами в каждом контракте оговорено ее участие. Если наше нефтяное машиностроение сумеет выйти на конкурентоспособный уровень, то голоса ГНКАР хватит, чтобы для реализации проектов покупалась местная продукция. Однако единственное условие для этого – скорая приватизация предприятий отрасли нефтяного машиностроения.

По цепочке последнее поможет привлечь внимание зарубежных инвесторов к металлургической промышленности. А это – новые рабочие места, налоги в бюджет и т.д. Фактор, всецело зависящий от экономической политики правительства…

В ПРЕДДВЕРИИ ГОЛЛАНДСКОГО СИНДРОМА

Отсюда вывод: следует ускорить приватизацию объектов нефтяного машиностроения, создав при этом выгодные условия для инвесторов. Можно разработать персональный льготный проект по каждому объекту в отдельности. Но главное – не потерять время. А там глядишь и металлургия даст о себе знать.

Иначе Азербайджан прочно увязнет в путине “голландского синдрома”. Как объясняют эксперты – это когда наиболее развитой отраслью производства в стране становится нефтяной сектор. Остальные отрасли экономики ее “не догоняют”. Страна начинает развиваться благодаря исчерпаемым запасам природных ресурсов и со временем при оскудении источников углеводородов остается ни с чем. Более того, Азербайджану грозит попасть в прямую зависимость от инвесторов. В этом случае никакие миллиардные вложения в экономику уже не спасут.

И последнее, по всему видно, что ШУМИХИ ВОКРУГ ВТОРОГО НЕФТЯНОГО БУМА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОН РЕАЛЬНО МОЖЕТ ДАТЬ ЭКОНОМИКЕ И НАСЕЛЕНИЮ. Без неотложных мер по оздоровлению экономики рост производства в ненефтяных отраслях невозможен. Иначе… Рано или поздно, Азербайджан все же выберется из трясины. Но на это уйдут десятилетия.

Правительство вынуждено будет развивать ненефтяной сектор на доходы от нефтяного – объемы бюджетных излишков могут хватить на подъем какой-либо отдельной отрасли. Здесь речь идет о миллионах долларов. Интересно, скоро ли бюджет Азербайджана будет способен высвободить, например, для нужд сельского хозяйства такие суммы?..

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год