Рабочие бывшего Гянджинского ПО “Глинозем”, которое ныне входит в состав единого АО “Азербайджан алюминиуму” и передано в управление на 25 лет голландской компании Fondell Metal, провели забастовку протеста на предприятии и даже на короткое время перекрыли движение на трассе Баку – Гянджа.
Причиной недовольства рабочих послужила задержка причитающейся им зарплаты на два месяца. Кроме того, до них дошли слухи, что в скором времени завод собираются закрыть.
Как сообщил редакции один из сотрудников предприятия, слесарь Миралим Ализаде, вообще-то первая акция протеста по аналогичному поводу прошла еще 7 мая, и тогда руководство предприятия, по-видимому, напуганное активностью рабочих, быстро нашло причитающиеся им деньги и выдало зарплату за март в два приема – 8 и 11 мая.
Надо заметить, что заработки на вредном для здоровья глиноземном производстве весьма невысоки – в среднем около 50 долларов в месяц. Терпение рабочих подвергается серьезному испытанию уже с сентября прошлого года – с тех пор руководство предприятия неоднократно обещало им значительное повышение зарплаты, однако после незначительной прибавки в 30 тысяч манатов в октябре забыло о своих планах.
На протяжении последних трех месяцев завод работает вхолостую. Сырья (боксит, который доставляется в бакинский порт на кораблях из Гвинеи) на предприятии вполне достаточно для продолжения производственного процесса, однако места для уже готового глинозема нет – им забиты все склады и даже грузовики, готовые к отправке.
К сожалению, считают рабочие завода, ситуация скорее всего связана с передачей их предприятия в управление Fondel Metall, которой также принадлежит предприятие по переработке глинозема в алюминий в Сумгайыте. Таким образом, процесс добычи дорогостоящего металла отныне будет замыкаться внутри Азербайджана. И эта же компания берет на себя доставку в Азербайджан сырья из Гвинеи.
Интересно, что до того и боксит прибывал на завод посредством российского морфлота, и глинозем, вырабатываемый в Гяндже, затем в основном скупался Волгоградским алюминиевым заводом.
Среди рабочих ходят слухи, что старое руководство предприятия вместе с российскими партнерами весьма умело использовало межгосударственные российско-азербайджанские экономические отношения в целях личного обогащения, и теперь эти люди чинят всяческие препятствия иностранному предприятию в налаживании нормального ритма работы на заводе. Напоминаем, что это лишь версия самих рабочих.
Но в любом случае “работающие впустую” мощности завода на протяжении уже трех месяцев съедают катастрофически дефицитную в стране электроэнергию.
И поделать с этим ничего нельзя – если завод остановить, то на его новый запуск потребуется еще несколько месяцев, такова специфика глиноземного производства. Однако нельзя сказать, что новость о покупке предприятия голландцами огорчает рабочих.
По словам М.Ализаде, на примере сумгайытских металлистов они уже знают, что новые хозяева четко соблюдают права своих работников. Люди рассчитывают на улучшение условий труда и повышение заработков.
Но рабочие все еще не могут добиться от исполняющего обязанности директора предприятия Алима Гулиева выдачи зарплаты за апрель и май. Именно потому на заводе прошли забастовки 30 и 31 мая – тогда рабочим не удалось добиться ничего, повторная акция 6 июня вызвала обещания руководства начать выплаты денег сразу за два месяца, начиная с середины июня.
Однако обстановка остается напряженной и рабочие не видят причин верить словам и.о.директора. Этим была вызвана новая волна протестов, которые охватили предприятие вчера в 9 часов утра, – около 300 человек собрались возле конторы глиноземного комбината и потребовали от руководства выдачи денег и налаживания нормального ритма работы.
Для усмирения страстей на место тут же прибыли глава исполнительной власти Гянджи Эйваз Бабаев, начальник Гянджинской полиции Гасанов и председатель исполнительной власти Кяпазского района города Ч.Мухтаров. Они закрылись в кабинете директора предприятия, обсудили ситуацию, затем приняли делегацию митингующих, состоящую из начальников цехов и нескольких рабочих, ознакомились с предъявленными требованиями, а уже затем вышли к людям.
Рабочие получили заверения представителей власти, что в понедельник, 11 июня они получат половину апрельской зарплаты, а 15 июня им будет выдана ее остальная часть. Видимо, и самим руководителям города ситуация кажется весьма напряженной, так как, по словам свидетелей, мэр Э.Бабаев на глазах у митингующих раздавал некоторым женщинам, жалующимся, что им не на что даже купить хлеба, деньги из своего кармана.
Противостояние длилось до 13 часов, но все закончилось миром, рабочие решили подождать до понедельника. По словам слесаря М.Ализаде, у митингующих и в мыслях не было выдвигать политические требования – видимо, поэтому правители удержались от привлечения к событиям подразделений полиции. Однако вчера же власти получили внятное предупреждение, что в случае несвоевременного выполнения требований акции протеста возобновятся с новой силой.
Под вопросом остается положение и самого предприятия. Неизвестно, почему новые владельцы глиноземного комбината никак не приступят к использованию производственных мощностей по прямому назначению – ведь сырье голландцы уже подвезли?
Кому принадлежит готовая продукция, ожидающая отправки? По сведениям рабочих, на сумгайытском алюминиевом готовы к работе 122 новые ванны для выработки алюминия. Быть может, Fondel Metall планирует частично или полностью переоборудовать гянджинское предприятие.
Все эти вопросы ждут своего ответа, а напряжение в городе не спадает. Рабочие ждут выплаты своих денег и вынуждены ежедневно приходить на завод для контроля за привычной работой техники, выпускающей сегодня пустоту.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год