По словам президента Алиева, лидеры объединения приняли решения обратиться в ООН для признания ГУУАМ международной организацией.
Вечером 7 июня президент Азербайджана вернулся на родину из Ялты, где проходил саммит глав-государств ГУУАМ. Об итогах форума Гейдар Алиев отозвался довольно оптимистично. Достаточно сказать, что теперь по отношению к объединению можно применять не просто термин “региональная организация”, а “МЕЖДУНАРОДНАЯ”.
По словам президента, участники саммита – лидеры пяти государств – приняли решение обратиться в ООН для признания ГУУАМ международной структурой. Штаб-квартирой организации, или, точнее, местом проведения ежегодных встреч ее участников, избрана Ялта, а Киев теперь будет исполнять функции информационного центра ГУУАМ.
Алиев не исключил возможности вступления в организацию соседних государств. Более того, глава Азербайджана сообщил, что свое желание присоединиться к объединению высказала даже… Бразилия.
Президент выразил удовлетворение тем, что Азербайджану предоставлен статус наблюдателя в организации американских государств. Это имеет большое значение, сказал он, поскольку Баку по причине скудных финансовых возможностей пока имеет дипоотношения лишь с Вашингтоном и Оттавой.
Хотя другие страны Нового света проявляют интерес к Кавказскому региону, что видно по сенсационным намерениям Бразилии. Вопросы военного сотрудничества в рамках ГУУАМ в Ялте не обсуждались.
По словам Г.Алиева, объединение не создано с целью оказания коллективного военного противодействия какой-либо организации или отдельной стране. На саммите и в ходе двусторонних встреч больше говорилось о перспективах экономического сотрудничества.
С президентом Шеварднадзе Алиев обсудил вопрос транзита азербайджанского газа через территорию Грузии в Турцию. Грузинский лидер заверил своего азербайджанского коллегу, что никаких проблем с реализацией этого проекта нет, и в ближайшие дни все документы будут представлены для ратификации в парламент Грузии.
Президент Азербайджана опроверг сообщения о том, что стоимость нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан занижена на 500 млн. долларов. Алиев вновь назвал цифру 2,4 млрд. долларов и сказал, что она исходила от турецкой стороны. По этой причине, сообщил глава Азербайджана, заранее оговорено, что в случае повышения издержек на реализацию проекта турецкая сторона берет все дополнительные затраты на себя. Продолжая тему газа, Алиев опроверг заявления туркменских официальных лиц о том, что Баку должен Ашгабату 52 млн. долларов за газ. Президент сказал о том, что долг есть, но гораздо меньше.
По словам Алиева, он возник в период анархии в Азербайджане, и сегодня Ашгабат очень настойчиво требует ее погашения. “Я дал указание премьер-министру, и он занимается решением этой проблемы”, – сказал глава Азербайджана.
Комментируя заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна о том, что Армения намеревается на переговорах вернуться к “парижским принципам” урегулирования карабахской проблемы, президент сказал, что не знает, о каких принципах идет речь.
Одобрительно отозвался Алиев о позиции турецкого премьер-министра Бюлента Эджевита, заявившего, что Турция откроет границы с Арменией лишь в случае освобождения последней оккупированных азербайджанских территорий и открытия коридора между Нахчыванской АР и “континентальным” Азербайджаном.
Президент выразил убеждение в том, что пока не будет восстановлена территориальная целостность Азербайджана, столь жесткая позиция Турции не изменится. Алиев вспомнил и примечательный эпизод из недавнего прошлого, и в частности одну беседу с бывшим турецким лидером Сулейманом Демирелем.
Последний в свое время рассказывал Алиеву, что жители Карса как-то попросили его открыть границы с Арменией с целью развития торговых отношений. Самое интересное, подчеркнул Алиев, что эта просьба, как сообщил ему Демирель, исходила от азербайджанских жителей Карса…
Говоря о внутренних проблемах Азербайджана, высказался президент и по поводу роста в стране числа криминальных инцидентов с “чеченским следом”, и в частности последнего трагического случая в Балакене, где были убиты трое сотрудников дорожной полиции.
Это событие меня очень обеспокоило, я побеседовал с руководителями правоохранительных органов и дал соответствующие указания”, – подчеркнул Гейдар Алиев.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год