Турция диктует условия по Карабаху

Премьер-министр Турции в беседе с министром обороны США потребовал предоставить Нахчывану коридор с Азербайджаном.

В ходе визита министра обороны США Дональда Рамсфелда в Турцию была обсуждена и карабахская проблема. Премьер-министр Турции Бюлент Эджевит на встрече с американским министром изложил причины отказа Турции от возобновления отношений с Арменией весьма жестко. Причем на этот раз премьер-министр Турции выдвинул два требования. Первое – Армения без каких-либо условий освобождает оккупированный Нагорный Карабах. Второе – должен быть создан связующий коридор между Нахчываном и Азербайджаном. Только после выполнения этих условий Турция возобновит дипломатические отношения с Ереваном, сказал Эджевит.

Премьер-министр Турции отметил тот факт, что возобновление отношений больше нужно Еревану, нежели Турции.

“Все, что мы говорим, только для пользы самих армян. В данной ситуации Армения находится как бы в закрытой коробке. Экономика выдохлась, народ на грани голода. Если Армения выполнит эти условия, для нее откроется путь к Черному морю через Турцию. Это поможет развить экономику и народ Армении будет жить хорошо. Кроме того, в регионе появится стабильность. Какой может быть вред от этого армянам?”, – говорит Бюлент Эджевит.

Премьер-министр Турции – страны, задвинутой было на задний план в процессе карабахского урегулирования, внезапно выказывает полную поддержку Азербайджану. Такой поворот событий интересен тем более, что даже во время эпохи дружбы Демиреля, который является близким другом Алиева, Турция вопрос открытия коридора с Нахчываном не затрагивала. Заметим, что до сих пор турецкая сторона выдвигала только одно условие – освобождение оккупированных территорий.

В то же время до сих пор о коридоре говорится только в рамках урегулирования путем обмена территориями. Тем не менее более жесткая формулировка, использованная Эджевитом, дает основания предполагать, что Турция намерена задействовать дополнительные рычаги в решении армяно-азербайджанского конфликта. А их может оказаться предостаточно.

Визит Рамсфелда в Турцию ознаменовался еще и тем, что рассеялись слухи о скором закрытии базы НАТО в Инджирлик. Наоборот, американские СМИ усиленно муссируют вопрос открытия новой базы в Турции.

Да и сам Буш неоднократно заявлял, что Турция войдет в зонт обороны от ракетных ударов, в связи с чем США намерены согласовать дальнейшую политику противоракетной обороны с этой страной.

На днях же факт усиления роли Турции, как минимум во взаимоотношениях с Соединенными Штатами, получил очередное подтверждение. Анкара проявила принципиальность, выдвинув свои условия для принятия новых принципов по программе безопасности и обороны в Европе, которые, кстати, и составляют ядро предлагаемой Бушем политики противоракетной обороны.

Турция заявила о необходимости своего присутствия во всех обсуждениях и переговорах в рамках этой программы в мирное время и в процессе принятия решений во время любых кризисов. В случае урегулирования Евросоюзом конфликтов посредством сил НАТО Турция должна участвовать в принятии решения и его претворении.

Особенно в тех случаях, когда кризисный регион находится рядом с Турцией. (Таковым, кстати, может явиться и Карабах, если мир в регионе все же придется сохранять миротворческим силам).

Но и это не все. Турецкий генштаб потребовал разъяснить, какая роль отводится Турции, не являющейся членом ЕС, в случае кризисного урегулирования, касающегося одной из стран НАТО. Анкара начала диктовать свои условия, учитывая, что при реализации новой программы по безопасности в Европе ее отказ может похоронить всю идею.

Кстати говоря, в ходе визита Рамсфелда был затронут также вопрос экономических отношений Турции и Ирака. Указывая на тот факт, что Ирак за счет контрабандной торговли нефти и легальных торговых отношений с Турцией находит средства для вооружения, Рамсфелд заметил, что США ожидают большего понимания с турецкой стороны в этом вопросе.

Однако Турция, от которой требуют, с одной стороны, прекратить всяческие отношения с Ираком, и с другой – возобновить их с Арменией, смогла противопоставить эти вопросы. Теперь на руках у азербайджанской дипломатии появился еще один козырь – тесное сотрудничество с Турцией, во всяком случае сейчас, крайне необходимо для Вашингтона…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год