Туркменские дипломаты покидают Азербайджан

Официальный Ашгабат продолжает увеличивать военное присутствие на Каспии.

МИД Туркменистана распространил вчера сообщение для средств массовой информации, в котором говорится о том, что “4 июня 2001 года Туркменистан официально проинформировал Азербайджанскую Республику о временном переносе Резиденции Чрезвычайного и Полномочного Посла Туркменистана из Азербайджана в Ашгабат”.

КРЕДИТОР СНГ ЖАЛУЕТСЯ НА ОТСУТСТВИЕ ДЕНЕГ

В ноте МИД Туркменистана, направленной азербайджанской стороне, говорится, что это решение продиктовано временными финансовыми трудностями. Напомним, что Азербайджан своего посольства в Ашгабате не имеет. Оно не было открыто именно из-за финансовых трудностей, но Туркменистан, газовый гигант, себе такую роскошь позволить смог, и поэтому вдруг возникшие финансовые проблемы не могут не вызвать удивления. Учитывая традицию вычета взаимных долгов, нелишне заметить, что небольшие расходы по содержанию посольства могли бы быть вычтены из долгов Азербайджана – по утверждениям Туркменистана, Азербайджан должен этой стране ни много ни мало – 52 миллиона долларов.

Также интересно, что внезапно спохватившийся за свой карман прикаспийский сосед нередко называет себя кредитором стран СНГ. И небезосновательно. Например, долг Украины Ашгабату составляет больше 400 миллионов долларов.

Шок от внезапного решения о перемещении резиденции посла не мог не возникнуть, и это понимают в Ашгабате. Туркменистан, подчеркивается в ноте, “рассчитывает, что данное решение будет с пониманием воспринято” азербайджанской стороной.

Намек на “понимание” весьма уместен, так как в последнее время отношения между Азербайджаном и Туркменистаном оставляют желать лучшего. Для создания полной картины напомним последние события, ознаменовавшие кризис в туркмено-азербайджанских отношениях.

ОТ ТУПИКА ДО НЕПРЕДСКАЗУЕМЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

В апреле переговоры по Каспию в Ашгабате завершились полным провалом, причем сорвали их туркменские коллеги. Представителю Азербайджана была вручена нота, в которой в весьма жестких выражениях подвергалась критике позиция нашей страны по этому вопросу. Причем сорвавшая переговоры туркменская сторона обвинила азербайджанских коллег в том, что именно они довели переговорный процесс до тупика.

Азербайджан оставил ноту без официального ответа, тем не менее на достаточно высоком уровне принципиальная позиция руководства была выражена. Вице-президент ГНКАР, сын президента страны Ильхам Алиев, заявил, что Азербайджан от своих позиций по статусу Каспия отказываться не собирается. За этим последовало очередное заявление туркменского МИД, в котором уже требовалось прекратить работы до МИРНОГО РЕШЕНИЯ ВОПРОСА.

А источник в туркменском руководстве в интервью агентству “Интерфакс” говорил о жестких мерах, которые собирается Туркменистан предпринять в том случае, если не договорится с Азербайджаном по вопросу раздела Каспия. Видимо, Туркменистан на мир в Каспии не уповает, так как начал закупать военные катера для ОТПОРА НАРУШИТЕЛЯМ ВОДНЫХ ГРАНИЦ. Учитывая, что Туркменистан считает разрабатываемые Азербайджаном месторождения своей территорией, нарушителями границы могут считаться и азербайджанские нефтяники.

Ведь в заявление МИД Туркменистана однозначно говорилось о том, что в условиях, когда переговоры об определении правового статуса Каспийского моря еще не завершены, односторонние действия, связанные с эксплуатацией нефтяных месторождений, отрицательно сказываются на политическом климате в регионе, чреваты НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ.

ТУРКМЕНИСТАН ВООРУЖАЕТСЯ

Азербайджан, как сказал корреспонденту “Эхо” бывший министр обороны Азербайджана Дадаш Рзаев, – основной наследник Каспийского морского флота и военных катеров у нашей страны предостаточно для того, чтобы защитить водные границы. Что касается угрозы со стороны Туркменистана, бывший министр в военную мощь нашего соседа по Каспию не верит, как и в возможность ее укрепления с помощью новых покупок.

Однако полученная из туркменских и украинских СМИ информация оптимизма не внушает. Недавно мы сообщали о том, что Туркменистан закупил у Украины 20 военных катеров типа “Гриф” и “Калкан”. Вчера же в распоряжение туркменских пограничников поступил патрульный катер известной марки “Поинт Джексон”. Он причалил в каспийском порту Туркменбаши в результате реализации совместного плана военного сотрудничества между вооруженными силами Туркменистана и центральным командованием министерства обороны США. В рамках этой программы экипаж катера прошел специальную подготовку во Флориде, а затем, приняв в конце апреля судно в турецком порту Измир, под туркменским флагом привел его на Каспий.

Катер поступил в распоряжение отдельного дивизиона пограничных сторожевых кораблей пограничной службы Туркменистана и отныне будет находиться на службе охраны морских рубежей государства.

Сообщая об этом событии, Государственная служба новостей “Туркмендовлетхабарлары” подчеркивает, что “сегодня в правительстве Туркменистана рассматриваются возможности поставок новых катеров и различной специальной техники, а также ремонта существующего оборудования и переоснащения наземных и морских средств слежения за нарушителями границ нейтрального государства”.

Примечателен и недавний смотр, произведенный президентом Туркменистана Сапармуратом Туркменбаши в военно-морских частях.

На фоне предшествующих событий перемещение посольства в Ашгабат случайным никак не назовешь. Ведь когда стороны начинают размахивать кулаками, дипломатам тут делать нечего.

Хотя при всей своей несговорчивости официальный Ашгабат старается оставить видимость добрососедских отношений. Именно так можно оценить тот факт, что посол в Баку не был отозван, а всего лишь перемещен. Такой оборот событий всегда можно объяснить финансовыми затруднениями, особенно на тот случай, если бряцание оружием все же произведет впечатление на противника и Азербайджан пойдет на уступки.

Между тем следующий раунд переговоров по Каспию уже на носу. Очередная встреча рабочих групп по определению статуса Каспия состоится в середине июня этого года в Баку. Об этом заявил министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев. Причем участие туркменских представителей на встрече под вопросом. Баку готовится принять делегации всех прикаспийских стран, во всяком случае, “приглашения разосланы в пять столиц, другое дело, будут ли присутствовать на встрече туркменские эксперты”, – заявили корреспонденту Media-Press в ГНКАР.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год