Член международной комиссии парламента Асим Моллазаде прокомментировал законопроект о дипслужбе, который вскоре будет принят в Милли меджлисе.
Международная комиссия Милли меджлиса в последний раз рассмотрела законопроект “О дипломатической службе”. В следующий вторник этот документ будет вынесен на обсуждение парламента и, судя по всему, принят в окончательном третьем чтении. Законопроект – один из важнейших документов весенней сессии, тем более, что в процессе обсуждения в ММ он претерпел значительные изменения. О том, какие новшества в работу азербайджанской дипломатии привнесет новый закон, рассказывает член международной комиссии ММ, зампред ПНФА по внешней политике Асим МОЛЛАЗАДЕ:
– Законопроект подготовлен аппаратом президента и активно обсуждался в нашей комиссии. В сотрудничестве с МИД и соответствующим отделом Милли меджлиса наша комиссия добилась существенного улучшения этого документа. Сейчас, накануне окончательного обсуждения и, судя по всему, принятия закона “О дипломатической службе” на заседании Милли меджлиса, можно сказать, что документ приобрел нормальные формы, и мы надеемся, что он позволит Азербайджану, наконец, создать профессиональную систему исполнения внешней политики. Документ соответствует всем международным стандартам и на последнем заседании комиссии было высказано несколько замечаний, которые также учтены в окончательном тексте законопроекта.
– Чего не было в нашей дипломатической службе и что появится с принятием нового закона?
– Ну, во-первых, четко сформулированные права и функции системы внешней политики Азербайджана. Многие аспекты этой темы конкретно детализированы. Например, указаны четкие сроки ротации дипломатов, требования к дипломатам, названы все структуры, ранги работников дипслужбы и т.д. Этот закон определяет также социальные и правовые аспекты деятельности дипломатов.
…Надеюсь, что с момента вступления закона в силу наша внешнеполитическая система будет наконец сформирована. Сегодня, к сожалению, наше внешнеполитическое ведомство, а тем более посольства и диппредставительства в значительной степени не соответствуют требованиям дня и не в состоянии решать стоящие перед ними задачи. В то время, как Азербайджан должен вести работу по информированию мира об армянской агрессии и вообще разъяснительную работу, что из себя представляет наша страна. Мы должны иметь в мире как можно больше друзей.
– Какие конкретно пункты закона приведут к улучшению качества работы дипслужбы?
– Закон сам по себе не может заменить систему исполнителей. Он просто регламентирует эту работу, устанавливает правовые рамки.
…В этом законе четко определены функции дипломатической службы, стоящие перед ней задачи. К сожалению, сегодня многие наши дипломаты не владеют иностранными языками, и, работая за рубежом, они вынуждены пользоваться услугами переводчика. Более того, многие наши дипломаты не знают даже своего родного языка – очень часто переписка в системе МИД Азербайджана ведется на русском.
– Новый закон регламентирует необходимость владения иностранными языками?
– Да. …Еще одним положительным пунктом являются четко обозначенные сроки ротации дипломатов: послы – 5 лет; дипломаты среднего ранга – 3 года; дипломаты низшего звена – 2 года. Это очень важное новшество, так как некоторые послы у нас работают по 9 лет. Они серьезно оторваны от проблем страны, некоторые из них за это время ни разу не посещали Азербайджан и, естественно, не имеют представления о наших проблемах. Отрыв от Родины создает и негативные психологические аспекты в их деятельности. …Я рад, что сегодня в МИД Азербайджана проводится серьезная реформа, и надеюсь, что в системе дипслужбы будут работать профессиональные люди, знающие свой и иностранные языки. Пока, к сожалению, трудно найти посольство Азербайджана за рубежом, о котором можно было бы сказать, что там выполняются все поставленные задачи.
– Есть ли за последние годы какой-либо прогресс в работе нашей дипслужбы?
– Пока мне трудно судить об этом. Только-только начались сдвиги и изменения. Из своего личного опыта могу сказать, что, наверное, только наше посольство в Великобритании в какой-то мере соответствовало необходимым стандартам. Оно имеет очень широкие связи в местной общественности, проводит большое количество мероприятий с целью познакомить британцев с Азербайджаном и т.д. Будучи в британском парламенте, я видел, что они очень хорошо знакомы с азербайджанскими дипломатами. Это, наверное, то исключение, которое подтверждает правило, что на сегодняшний день наши посольства находятся в очень тяжелом состоянии. Многие дипломаты вообще не информированы о своих задачах. Одним из проявлений наших провалов в дипломатии является тот факт, что в Комиссии по правам человека ООН сегодня заседает Армения – Азербайджан не прошел. Это наносит серьезный урон интересам республики. Армения попытается воспользоваться этой ситуацией и подготовить против нашей страны многочисленные резолюции, и Азербайджану будет трудно защищаться. Это провал нашей дипломатии – в ООН много стран, которые могли бы поддержать нас.
– В отличие от дипломатов других стран, работники азербайджанских посольств не сопровождают наших политиков из оппозиции, даже депутатов ММ в ходе их визитов за рубеж…
– К своему удивлению и разочарованию, я недавно узнал, что подобную процедуру посольства Азербайджана зачастую не выполняют даже в отношении депутатов от правящей партии. Я слышал много жалоб депутатов ММ по этому поводу после их визитов в США, Францию и другие страны. Со стороны посольств нет никакой поддержки деятельности представителей законодательной власти страны. Депутатов не только не встречают, но часто даже не знают об их приезде. Раньше я думал, что подобное отношение только ко мне, как к оппозиционеру, но эта ситуация продолжается и с депутатами от “Ени Азербайджан”. То есть, это не всегда отражение отношения к оппозиции, а показатель неудовлетворительного уровня работы наших посольств.
– А есть ли в дипломатии правило, согласно которому послы должны сопровождать депутатов и крупных политиков, даже представляющих оппозицию?
– Во всяком случае, посол США в Азербайджане всегда сопровождает прибывающих в Баку конгрессменов, вне зависимости от их партийной принадлежности. Чиновники, тем более дипслужбы, должны быть деполитизированными, и их работа должна служить интересам государства.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год