Демпартия призывает противостоять властям в Азербайджане

Впервые демократам удалось протянуть время между началом акции и ее фактическим завершением до полутора часов – ранее все укладывалось в рамки 15 – 30 минут.

Митинг 2 июня прошел успешнее двух предыдущих акций Демпартии, если, конечно, то, что творилось в этот день на улицах между станцией метро “Низами” и базаром “Кемюрчу”, можно назвать митингом. Скорее это была наиболее удачная из попыток его проведения. Удачная потому, что налицо прогресс в работе оргкомитета.

Впервые демократам удалось протянуть время между началом акции и ее фактическим завершением до полутора часов – ранее все укладывалось в рамки 15 – 30 минут. Это, пожалуй, единственное, за что демократов можно “похвалить от души” – еще немного, и они добьются небывалых результатов в умении появляться буквально ниоткуда и растворяться никуда же в условиях обычных городских улиц. И тут явно не обошлось без чьих-то свежих идей. Кто тот смелый тактик, изрядно поводивший полицию за нос, нам узнать не удалось – имя партия держит в тайне.

Секретарь по идеологии ДПА Айдын Гулиев лишь сказал, что в этот раз в разработке плана массовых выступлений приняли участие все члены политсовета партии, а не только оргкомитет митинга, и, учитывая опыт предыдущих акций, было решено применить на практике новые оригинальные идеи.

“В дальнейшем, – обещает А.Гулиев, – мы намерены вводить в действие новые неожиданные ходы при проведении митингов”. Похоже, ДПА и не думает останавливаться на достигнутом – предположительно уже сегодня, по окончании второго дня заседания политсовета партии, будет объявлена новая дата следующего митинга.

Первой и самой большой удачей демократов 2 июня стало то, что им удалось обеспечить себе беспрепятственное проведение (хоть и в течение нескольких минут) первого этапа акции. Они просто обманули всех: полицию, журналистов и т.д. В течение нескольких суток вплоть до субботы ДПА усиленно проводила пресс-конференции и рассылала факсы, в которых настаивала на своем праве проведения митинга на площади Физули.

И, в соответствии с уже сложившейся традицией, к назначенному сроку (17 час.) у места стояли три пассажирских автобуса, полных полиции, а на самой площади, кроме нескольких десятков журналистов, прогуливались высокие полицейские чины. Лавочки, как обычно, оккупировали отдыхающие с детьми, которые играли поблизости. Ничто не предвещало грозы. Ее и не случилось (во всяком случае на площади “Физули”). Через какое-то время среди журналистов распространился слух, что митинг уже идет, и совсем недалеко.

Так оно и оказалось. Несколько сот демократов беспрепятственно заняли территорию вокруг памятника освобожденной азербайджанке у станции метро “Низами” и, держа в руках немногочисленные плакаты с лозунгами и портреты Расула Гулиева, начали акцию. Вот тут-то и подоспел первый отряд полиции, смекнувший, что неспроста вдруг все журналисты снялись с места и бегом ринулись к метро. Хорошо еще, что руководство ДПА обязало своих членов не оказывать прямого сопротивления полиции, иначе неизвестно, во что бы превратились эти столкновения.

Как обычно, не скупясь на удары дубинками, полисмены оттеснили часть митинговавших с площадки памятника через улицу Дж.Джаббарлы поближе к Ясамальскому райуправлению полиции. В течение первых 10 минут практически и закончились все аресты. Первыми в числе прочих полицейские, не без помощи одетых в гражданское “товарищей из уголовного розыска”, повязали лидеров акции – Бахруза Мамедова, Хасрета Рустамова, Эльмана Мовсумова и Шахина Наджафова. Главного демократа на митинге – Айдына Гулиева арестовать не позволили, зато досталось ему, что называется, по первое число. Отбиты оказались руки и ноги, и в дальнейшем он перемещался только с помощью соратников.

Женщин-демократов полицейские предпочли не арестовывать, хотя у них были неоднократные возможности сделать это с их лидером Мирвари Гахраманлы. А вот Сардар Джалалоглу решением политсовета был отстранен от участия в митинге. Дело в том, что вскоре предстоит поездка руководства ДПА в Турцию, а в случае, если бы его арестовали, то он вполне мог “присесть” на 6 месяцев, так как однажды уже задерживался за участие “в нарушениях правопорядка”.

Сразу надо заметить, что большую часть демократов в этот раз представляли члены молодежной организации партии. Оставшиеся разделились на две крупные группы и побежали вверх по двум улицам сходящимся у памятника освобожденной азербайджанке – Дж.Джаббарлы и З.Ахмедбекова (бывшей Губанова), еще одна часть, включая и женщин-активисток, рассеялась в толпе зевак, которых приятным субботним вечером здесь было предостаточно – эти сопровождали полицию в ее блужданиях и бросках по близлежащим улицам, в нужные моменты выделяясь из толпы, группируясь и отвлекая “огонь на себя”.

Полицейским в касках, с тяжелыми щитами было неудобно преследовать молодежь, которая сосредоточилась на подъеме улицы имени Джаббарлы, метрах в 50 от автобусной остановки у метро. Лозунгов по поводу Карабаха в этот раз не прозвучало вовсе, зато они были компенсированы скандированием слов “Истефа!” (“Отставка”) “Азадлыг!” (“Свобода”) и “Расул бей!”. Иногда полиция решалась на преследование демонстрантов, те успешно отступали.

Затем приближались к оцеплению, и провоцирующие выкрики начинались вновь. Так продолжалось еще минут 15, после чего, преследуемая полицией группа устремилась по поперечной улице Меджидова на слияние с другой частью митингующих – на улицу Ахмедбекова, где продолжилось противостояние и постепенное отступление воссоединившихся под натиском двух отрядов полицейских, двигавшихся перпендикулярно навстречу друг другу.

Кстати, здесь на головы полицейских упало несколько деревянных предметов, запущенных с балконов близлежащих зданий, а кое-кто поливал их водой – жильцы чем могли выражали свое сочувствие митингующим, не боящимся выкрикивать такие слова. Наконец им удалось погнать демократов по направлению к базару “Кемюрчу”, чем те очень ловко воспользовались, быстренько рассосавшись там на мелкие группы.

В этот раз полицейские предпочитали не бить всех подряд, и демонстранты получили возможность молча, а значит, беспрепятственно (по 2 – 3 человека) заходить в тыл полицейским отрядам, сбиваться в кучи и вновь начинать скандировать. Так продолжалось еще долго, пока все действующие лица – полиция, демократы и журналисты не собрались в одном месте – на пересечении улиц Салатын Аскеровой и З.Ахмедбекова у памятника освобожденной азербайджанке. Фактически митинг сделал круг по близлежащим улицам и вернулся к исходной точке.

Приблизительно в 19.30 демократы покончили с активными выступлениями и собрались на площадке перед входом в метро, как видно, собираясь начать пикет в защиту арестованных. К этому моменту стало известно, что всего было задержано 15 демократов, двое из которых впоследствии были отпущены. В то же время сами они поначалу преувеличивали эту цифру как минимум в 2 раза. Хотя последнее уже не удивляет. Ведь и в этот раз было очевидно, что в акции принимают участие максимум 400 человек, однако выпущенный незадолго до этого из полиции пресс-секретарь Ш.Наджафов, которого журналисты ради интереса несколько раз спросили о реальном количестве демонстрантов, неизменно называл цифру в 4 – 5 тысяч человек.

Все ждали появления С.Джалалоглу, который, вроде, должен был вступить в переговоры об освобождении арестованных в райуправлении полиции, однако тот не появился, а поехал прямо в Ясамальский районный суд, где, естественно, не достиг своей цели. Зато туда потянулись еще около сотни оставшихся демократов.

Пикет у суда, что расположен недалеко от метро “Елмляр Академиясы”, не состоялся – арестованных не привозили туда вплоть до ночи, а в 21.00 подъехавшие полицейские оттеснили демократов от суда подальше. Кстати, там произошел один случай, немало позабавивший полицию, – когда около 20.00 к суду подъехала маршрутка с работниками угрозыска в “гражданке”, пикетчики приняли их за арестованных и огласили улицы лозунгами на тему свободы, те, довольные, заходили в здание, разве что руки в приветствиях не вздымали.

В итоге суд над арестованными состоялся после полуночи. 7 членов ДПА во главе с Х.Рустамовым получили по 10 и 5 суток отсидки, а остальные 6 человек, среди которых один беспартийный, “приговорены” к выплате штрафа в размере 110 тысяч манатов. В распространенном пресс-релизе по итогам митинга указана цифра в 100 человек, физически пострадавших от действий полиции, и это может быть правдой, если учесть все виды повреждений, полученных людьми.

Напомним, что это уже второй митинг, проводимый ДПА при условном согласии мэрии. Понятно, что демократы намеренно идут на противостояние с силами правопорядка, не соглашаясь на те места, что выделяет им мэрия. Во-первых, партия не способна реально выставить заявляемое число участников митингов, иначе что могло бы помешать ей в этом, и боится продемонстрировать это, а во-вторых, площадь у к/т “Гэлэбэ” – вовсе не то место, куда пойдет глазеть народ на митинг, да еще на санкционированный.

Однако даже сам председатель партии не признает, что действия демократов направлены на создание хотя бы подобия нестабильной ситуации в Азербайджане. Вчера Расул Гулиев следующим образом раскрыл “Эхо” логику действий своей партии:

“Главная цель ДПА и всех граждан Азербайджана должна заключаться в том, чтобы власть страны уважала свои законы. Поэтому мы начинаем противостоять властям, которые не соблюдают элементарных законов. По закону они обязаны утвердить место, выбранное для проведения митинга самой партией. И как наша партия сможет бороться за права политзаключенных, если она не будет защищать выполнение самых простых прав человека. Каждая борьба осуществляется многоэтапно и в стратегическом, и в тактическом плане. Это был первый этап, и мы его прошли, в дальнейшем наши тактика и стратегия будут чуть-чуть изменены”.

Интересно, что имел в виду под дальнейшими изменениями тактики Р.Гулиев? Не станет ли следующим ходом ДПА, к примеру, согласие с властями провести митинг у “Гэлэбэ”, который завершится неожиданным появлением митингующих где-нибудь еще в центре города. Похоже, Демпартия еще порадует своими сюрпризами столичные власти.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год