“Бургас-Александропулос поможет разгрузке Босфора”

Посол Греции в Азербайджане уверяет, что Афины предлагают Баку подписать такой же военный договор, что и с Ереваном

М.БАГИРОВ

Приход нового столетия совпал с активизацией греческого представительства в Азербайджане. За прошедшие 6 месяцев после назначения в нашу страну послом Меркуриоса Карафотиаса о развитии сотрудничества с Грецией стали говорить чаще. Хотя налет настороженности все же присутствует и в первую очередь увязывается с тесным армяно-греческим сотрудничеством в военной сфере. Сегодня собеседник “Эхо” – посол Греции в Азербайджане М.КАРАФОТИАС:

– Азербайджан и Греция никогда не имели проблем, но надо сказать, что до последнего времени взаимоотношения между нашими странами оставляли желать лучшего. Греция имеет хорошие отношения с Грузией и Арменией, и сейчас мы хотим иметь такие же отношения с Азербайджаном. Греция хочет поддержать страны Кавказа во всех отношениях. Все три страны – дружественные нам государства, с которыми мы будем поддерживать наилучшие отношения.

Кавказ – стратегический регион, здесь заканчивается Европа и начинается Азия. Азербайджан – ворота на Восток. Ваша страна важна с геополитической, геостратегической и геоэкономической точек зрения. Сегодня мы фактически открываем новую страницу в наших отношениях.

– Чувствуете ли вы в Баку настороженность или предвзятость по отношению к себе в связи с неоднозначным характером греко-турецких отношений?

– Хотел бы начать с того, что в последнее время наши отношения с Турцией улучшаются. Конечно, есть определенные мифы в общественном сознании, к примеру, то, что “Греция – друг Армении”, а “Азербайджан – Турции”, отсюда делается вывод, что азербайджано-греческая дружба невозможна. Это упрощенный подход. Сейчас и Азербайджан, и Греция стараются продемонстрировать, что сотрудничество возможно по целому ряду областей.

– Как следует понимать военное сотрудничество между Арменией и Грецией?

– Я хочу, чтобы мы сейчас четко прояснили этот вопрос. Мы подписали соглашение о военном сотрудничестве с Арменией. Точно такой же текст военного договора во время визита в Баку министра обороны Греции Акиса Цохадзопулоса в июле 1997 года мы предложили для подписания Минобороны Азербайджана. Сейчас этот документ изучается.

В конце прошлого года Греция в рамках программы НАТО “Партнерство ради мира” поставила вооруженным силам Азербайджана микроавтобусы и компьютерные системы на сумму более 20 тысяч долларов. В этом году мы заявили азербайджанскому правительству, что готовы принять 5 азербайджанских военнослужащих для обучения в военных академиях Греции. Все расходы покрывает греческая сторона.

Как можно заметить, речь идет о вполне конкретных шагах. И я думаю, что как только текст военного соглашения будет согласован и подписан, сотрудничество между Азербайджаном и Грецией в этой области станет более тесным.

– Поддерживает ли правительство Греции территориальные претензии Армении к Азербайджану?

– Моя страна всегда поддерживала международно признанные нормы. Мы считаем невозможным изменение границ между государствами с помощью силы и неоднократно заявляли, что Греция признает территориальную целостность Азербайджана. Мы очень серьезно относимся к происходящему в регионе и не намерены диктовать Азербайджану и Армении, каким образом им следует решать конфликт. Мы лишь поддерживаем мирные усилия двух президентов и деятельность Минской группы ОБСЕ с ее сопредседателями и выступаем за скорейшее и мирное решение проблемы.

– После вступления Азербайджана в Совет Европы налажены ли межпарламентские связи азербайджанских и греческих депутатов в этой структуре?

– Я пока не располагаю подробными данными на этот счет, но хочу сказать, что в азербайджанском парламенте создана группа азербайджанских депутатов по налаживанию сотрудничества с греческими коллегами. Ее возглавляет Хады Раджабли. Аналогичная работа проводится в Греции. Сейчас мы готовим визит азербайджанской арламентской делегации во главе со спикером Муртузом Алескеровым в Грецию.

Кроме того, скоро в Баку пройдет заседание Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сообщества, на которое собираются прибыть 6 греческих депутатов. То есть, я хочу сказать, что межпарламентское сотрудничество набирает обороты.

– Можно ли сказать, что Греция рассматривает Азербайджан в качестве своего стратегического партнера?

– Греция рассматривает Азербайджан как дружественную страну. Это – основа. И как партнера в политической, экономической, военной, культурной и других областях, с которым можно сотрудничать. Конечно, стратегический партнер – звучит громко. Но это – расплывчатое понятие.

Моя задача – создать все необходимые условия для самого широкого сотрудничества. Греция сюда пришла с другими приоритетами. Есть страны, которые навязывают другим свою волю. Мы уважаем волю других государств. Многие приходят сюда из-за нефти и газа. Мы заявляем, что хотим работать с Азербайджаном в ненефтяном секторе. Греция готова к сотрудничеству в области сельского хозяйства, к созданиию различных СП – есть немало областей, где можно найти точки соприкосновения.

Мы знаем, что Азербайджан испытывает сегодня большие трудности. Поэтому мы как дружественная страна хотим вам помочь. Греция оказала азербайджанскому правительству финансовую помощь в ликвидации последствий землетрясения. Мы возобновляем программу иодизации детей, имеющих заболевания зоба.

В начале мая ответственный сотрудник МИД Греции по гуманитарным вопросам побывал в вашей стране, чтобы выяснить, какую помощь перемещенным лицам в Азербайджане может оказать греческая сторона.

– Сколько греческих компаний сегодня действуют в Азербайджане?

– Пока две или три. Но у меня есть информация о том, что 12 греческих компаний имеют желание работать в Азербайджане. Мы хотели бы начать с десяти греческих компаний, которые придут в Азербайджан. Если они начнут здесь серьезно работать, то я вас уверяю, что через два года их число возрастет. То есть, будет прогресс. Можно, конечно, начать с 60 компаний, однако если через год останется всего пять, то налицо будет регресс.

– Есть что-то мешающее развитию торгово-экономического сотрудничества между нашими странами?

– Я делаю все, чтобы в Греции как можно больше узнали о возможностях азербайджанского рынка. Сегодня Азербайджан у подавляющего большинства иностранцев ассоциируется разве что с нефтью и газом, но если сказать иностранцу, что в Азербайджане 9 климатических поясов, идеальные условия для развития сельского хозяйства – он не поверит.

Сегодня в Азербайджан импортируется очень много из того,что можно было бы производить. Если создать азербайджано-греческие СП, к примеру, по производству соков, переработке овощей и фруктов, завезти греческое оборудование, с учетом того, что наша страна является членом Евросоюза, можно будет производимую продукцию свободно продавать на всем пространстве ЕС.

Другой пример. Я знаю, что азербайджанское оливковое масло настолько чистое, что раньше его использовали в фармацевтических целях. Однако почему-то сегодня обнаружить азербайджанское оливковое масло в магазинах трудно. И мы хотим, чтобы ваше ценное оливковое масло экспортировалось за рубеж.

Есть предпосылки для производства одежды, обуви, сотрудничества в банковской области, развития туризма, тем более, что у вас очень красивая страна. У нас тоже красивая, но, в отличие от Греции, у вас нет развитой индустрии туризма. Мы могли бы поделиться с вами опытом в этой сфере.

Вот какие у меня мысли, и, говоря с моими азербайджанскими друзьями, я нахожу взаимопонимание.

– Иностранцы, в том числе бизнесмены, много говорят о коррупции здесь. На ваш взгляд, это – препятствие для развития торгово-экономического сотрудничества между нашими странами?

– То, что коррупция есть – это правда. Но это правда и для всего мира. Во всех странах есть плохие и хорошие люди. То есть, надо быть внимательным и работать с достойными людьми. Когда в Азербайджан придут греческие компании, вы сами все увидите. Я считаю, что в этой стране много серьезных людей, с которыми можно работать.

– Такая уверенность основывается на том, что вы получили какие-то гарантии от азербайджанского правительства?

– Мы сейчас ведем переговоры с азербайджанским правительством с тем, чтобы определить то поле, в котором будут работать греческие компании. Мне, карьерному дипломату, трудно что-то подсказывать опытному бизнесмену. И когда искушенный греческий предприниматель сядет за стол с азербайджанским коллегой, они быстрее без меня договорятся и наладят взаимовыгодное сотрудничество. Важно то, что имеется очень твердое желание двух стран наладить сотрудничество. Главное – это воля. В данном случае она есть.

– Вы хотите сказать, что Греция не имеет интересов в нефтяной сфере Азербайджана?

– Конечно, имеет, Но я хочу подчеркнуть, что это не единственный наш интерес. Это один из секторов наряду с другими. И я думаю, что в других секторах – ненефтяных – мы можем предложить больше. Нефтяной сектор Азербайджана заполнен известными нефтекомпаниями, которые уже работают и производят. Я считаю, что в других секторах мы будем вам более полезны, чем в нефтяном.

– Заинтересована ли Греция в покупке азербайджанской нефти?

– Конечно, заинтересована. Сегодня мы уже покупаем азербайджанские нефтепродукты, в частности парафин.

– Сторонником какого маршрута транспортировки азербайджанской нефти выступает Греция?

– Я считаю, что маленький трубопровод Бургас – Александропулос, который берет начало на болгарской территории и выходит на Грецию, тоже мог бы серьезно помочь разгрузке Босфорского пролива.

– Предлагали ли вы этот проект азербайджанскому правительству?

– Сейчас консультации по этому проекту идут между тремя странами, которые задействованы в его реализации, – это Греция, Болгария и Россия. Обсуждаются технические детали. В Азербайджане имеют представление об этом проекте. Когда три страны согласуют все вопросы по проекту и если возникнет интерес с азербайджанской стороны, могут начаться соответствующие переговоры.

Но самое ценное у вас – это не нефть, а народ. Я живу здесь и не чувствую, что нахожусь где-то за рубежом. Я как будто дома. Я здесь вижу улыбающиеся лица, дружелюбие. Поэтому считаю, что надо свести вместе два народа.

Что мы делаем? За те 6 месяцев, что я здесь, посетил 12 крупных азербайджанских вузов. И начал содействовать налаживанию контактов этих вузов с аналогичными греческими учреждениями. Сейчас мы проводим работу с целью подписания межуниверситетского соглашения. Мы хотим начать межстуденческий, межпреподавательский обмен, проведение совместных научных исследований.

Другая сфера – спорт. С министром молодежи, спорта и туризма Абульфазом Гараевым мы оговорили возможности развития контактов между спортсменами двух стран. Я уже говорил о туризме. Это ведь не только индустрия отдыха, это и способ сближения народов двух стран. То есть, мы работаем не только для развития межправительственных связей, но и для создания условий для контактов на неправительственном уровне. Сейчас работаем над деталями трехлетней программы культурного сотрудничества между нашими странами. Надеемся, что в этом году ее удастся подписать.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год