Россия может пересмотреть свою политику по отношению к экспортному трубопроводу Баку – Джейхан. Об этом заявил бостонский корреспондент радио “Свобода” Майкл Леливельд, ссылаясь на недавнее выступление заместителя главы российского МИД Ивана Иванова.
Как известно, на недавней конференции в Москве, посвященной российско-турецким отношениям, И.Иванов заявил, что проект Баку – Джейхан не является коммерчески жизнеспособным, “но это не значит, что российские компании не могут участвовать в его строительстве”. Причем, подчеркнул дипломат, Россия не будет выдвигать никаких политических условий участия в этом проекте, реализация которого начнется в конце 2003 года.
Такое заявление, считает М.Леливельд, говорит если не о кардинальном изменении курса Москвы в отношении экспорта каспийской нефти в Средиземноморье, то, по крайней мере, о некоторых позитивных подвижках. Этот осторожный оптимизм разделяет и представитель вашингтонской администрации, который напомнил о заявлении спецпредставителя президента РФ по Каспию Виктора Калюжного.
Последний сказал в марте этого года, что Россия не будет возражать против каких-либо экспортных трубопроводов, включая Баку – Джейхан. Впрочем, напомнил чиновник, Калюжный сделал оговорку: если эти проекты экономически оправданы. Так что заявление Иванова идет несколько дальше высказываний Калюжного, поскольку в нем фактически прозвучала готовность России участвовать в реализации проекта ОЭТ. К тому же здесь нет никаких упоминаний об его экономической целесообразности. По мнению представителя вашингтонской администрации, “США поддерживают привлечение российских фирм к этому проекту, причем не важно, в какой роли: инвесторов или грузоотправителей”.
Как отметила Turkish Daily News на следующий день после выступления И.Иванова, Анкара немедленно отреагировала на его заявление, официально пригласив российские компании принять участие в строительстве этого нефтепровода.
Однако, судя по всему, легкий крен в сторону Баку – Джейхан, который продемонстрировала Москва, может быть вызван несколькими обстоятельствами. Как считает корреспондент радио “Свобода”, аргументы в пользу ОЭТ весьма существенны. Два российских экспортных маршрута замыкаются на порте Новороссийск, который весьма часто бывает зимой закрыт из-за штормов.
К тому же оттуда нефть танкерами будет перевозиться через Босфор, где и без того весьма напряженный график движения. Турция настойчиво повторяет, что троекратный рост количества танкеров, пересекающих Босфор, создаст чрезвычайно опасную экологическую ситуацию в проливе. И потому Турция будет всячески препятствовать прохождению дополнительных танкеров через свои проливы.
Правда, Россия устами того же И.Иванова уже заявила, что проблемы, стоящие перед Турцией, серьезны, но это не дает последней право перекрывать движение через проливы. Однако, отмечает Леливельд, с доводами Анкары придется считаться. Стоит только предположить, что в проливах случится экологическое ЧП (а его вероятность весьма высока), как движение танкеров будет наверняка остановлено.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год