Исламский Клубок

Зохраб ГЕЗАЛБЕЙЛИ, политолог

На этой неделе завершились переговоры в Пакистане между министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым и пакистанскими официальными лицами. Итог – расширение военного сотрудничества, зафиксированный в обоюдном соглашении. Ничего из ряда вон выходящего, в этом факте нет.

Политологи сразу вспоминают старую добрую классическую схему расклада между силами суши и моря. Для нас это представляет большой интерес. Как писал один из знаменитых политологов: “Когда вопрос о национальной и государственной безопасности и мощи вынесен за скобки, страна попадает в ловушку неправильно сформулированной проблемы, любое решение которой в заданных терминах было заведомо тупиковым”.

Итак, с одной стороны представлены Россия, Армения, Иран, Индия, с другой – Турция, Пакистан, Азербайджан. Во второй оси мысленно в лидерах, конечно же, подразумеваем США, но если рассматривать только евразийское пространство, а конкретно Азиатский регион, то нас будут интересовать вышеуказанные векторы сил. Попробуем проанализировать это положение. В первый вектор вошли две страны с ядерным потенциалом – Россия и Индия, а Иран усиленно движется к этой цели.

Если в ближайшее время Тегеран добьется этого, то не следует удивленно раскрывать глаза. Уже стало традицией со стороны США обвинять, и небезосновательно, Москву в оказании помощи Тегерану в создании собственного ядерного потенциала. Первый вектор сближает и этническое родство. Пусть никого не смущает присутствие среди этих стран представителей фундаментальных исламистов. В запасной обойме разместились Кыргызстан и Туркменистан. Ядерный потенциал Пакистана плюс обоснованная этногеополитическая связка и общие стратегические интересы вполне подходят под общую базу единого вектора сил.

Во второй оси отсутствует страна, имеющая огромные материальные ресурсы – Саудовская Аравия. Но Эр-Риад отдает большее предпочтение материальным интересам и вспоминает о геополитике лишь в критические моменты. Но самое интересное, что в обоих векторах превалируют страны, исповедующие ислам.

Могут спросить, неужели ислам не может стать объединительным моментом для выработки общей позиции? К сожалению, следует констатировать, что не зря в первом случае в классической геополитике России черным по белому подчеркивается приоритетность Москвы фундаментальному исламу. Будущих политиков России учат по учебнику Дугина “Основы геополитики”), где об этом прямо заявляется.

Помимо вышеуказанного, следует признать наличие противоречий внутри как арабских, так и тюркских стран. Постоянное выпячивание личных интересов (не всегда обоснованных) над общими мешает нахождению единых точек соприкосновения.

В то же время парадокс, что и объединительным элементом этих осей является ислам. Работая в формате Организации Исламской конференции они могут находить общий язык. В то же время позиция Ирана мешает открытому констатированию вхождения Израиля во второй блок. Лишь угроза большего раскола внутри исламских стран не позволяет открыто демонстрировать симпатии к Тель-Авиву.

Турция и Азербайджан больше видят поддержку со стороны евреев, нежели родственных им стран (как этнически, так и религиозно). Несколько лет руководство Азербайджана не может официально совершить визит в Израиль и зафиксировать свою приоритетную стратегию. Под разными техническими предлогами этот шаг постоянно откладывается.

Но расширение военного сотрудничества между Турцией и Израилем дает повод для оптимизма в вопросе будущей связки в пространственном регионе. Следует обратить внимание на более терпимую и мирную позицию стран, входящих во второй блок.

Нерушимость границ Азербайджана признана всеми этими странами. И они открыто демонстрируют поддержку Баку. К сожалению, есть страны, номинально показывающие свои симпатии, но открыто избегающие их констатации. В первую очередь, это Казахстан, пытающийся на протяжении многих лет разорвать российский поводок. Я долго и мучительно отнимал ваше время на анализ расклада лишь с одной целью.

Идут долгие и упорные переговоры с Арменией. Дай Бог, чтобы они завершились мирно, для этого есть предпосылки и желание (в первую очередь, Азербайджана). Но в большой политической шахматной игре следует рассматривать все возможные комбинации развития событий.

И здесь нам заранее должна быть ясна позиция стран, которые могут быть затянуты в клубок будущих столкновений. Ислам пока что в данном контексте является стабилизирующим фактором. И если здравый смысл восторжествует над неподтвержденными амбициями, то есть все основания на оптимистическое будущее нашего региона.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год