НУРАНИ
– С чем связан ваш визит в столицу Азербайджана?
– Прежде всего хотел бы сказать, что мы, кипрские турки, никогда не чувствовали себя в Азербайджане иностранцами. Азербайджан – это и наша Родина, и мы глубоко тронуты той теплотой, с которой нас тут принимают. Когда заходит речь о проблеме Карабаха, об азербайджанских беженцах, то мы очень хорошо знаем, что это такое – мы столкнулись с проблемой беженцев еще в 1963 году. Мы готовы приложить все силы для освобождения оккупированных азербайджанских земель в Карабахе и готовы оказать поддержку азербайджанскому народу.
Что же касается конкретной программы визита, то в 1999 году между Высшим дипломатическим колледжем в Азербайджане и университетом “Догу Акдениз” в Турецкой Республике Северного Кипра был подписан протокол о сотрудничестве в организации международных конференций. Согласно принципу ротации, один год председателем является азербайджанская сторона, один год – кипрская.
В этот раз Высший дипломатический колледж проводит международную конференцию, посвященную вопросам глобализации в международных отношениях. Со своим докладом, посвященным кипрскому вопросу в свете глобализации, выступаю и я. А руководитель кипрского исследовательского центра господин Исмаил Бозгурд представит сравнительный анализ кипрской и карабахской проблем.
– Запланированы ли в ходе вашего пребывания в Азербайджане встречи с официальными лицами?
– Нет, подобных планов нет. В программе конференции есть пункт, что с ее участниками встретится президент Азербайджана Гейдар Алиев, однако состоится ли эта встреча, не совсем ясно. Тем не менее хотел бы сообщить, что несколько недель назад в Азербайджане побывал экс-министр иностранных дел Турецкой Республики Северного Кипра господин Атай Рашид, который провел ряд встреч с официальными лицами.
– Какова сейчас ситуация в урегулировании кипрской проблемы? С каких позиций выступают сегодня турецкая и греческая стороны?
– Как известно, в 1998 году Евросоюз принял решение о вступлении в эту организацию Кипра и начал вести переговоры с греко-кипрской администрацией от имени всего острова. И очень скоро на проходивших в то время переговорах греческая сторона дала понять, что они далее не намерены обсуждать с нами перспективы создания на острове двухобщинной и двухзональной федерации. В августе 1998 года турко-кипрская сторона на переговорах внесла предложение о создании на Кипре конфедеративного государства.
Однако представители греческого Кипра, воодушевленные зажженным для них Европейским союзом “зеленым светом”, вновь ответили отказом. Когда же после пяти дней переговоров генеральный секретарь ООН в своем выступлении поддержал греко-кипрскую сторону, мы вообще прервали переговоры. Наша позиция сегодня состоит в том, что возобновление переговорного процесса возможно только на основании новых параметров. Эти параметры должны уважать право народа Турецкого Кипра быть услышанным.
У нас уже есть свое независимое государство. И наши права тоже должны уважаться. Если же Европейский союз оставит в силе эмбарго, введенное против нас, если европейские суды по-прежнему будут выносить дискриминационные решения против нас, то продолжение переговоров в таких условиях невозможно. Если же процесс приема в Европейский союз греческого Кипра без учета мнения Турецкой Республики Северного Кипра будет продолжен, то турецкая сторона поставит вопрос об интеграции Турецкого Кипра и Турции. А тогда уже раздел острова станет реальностью.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год