Азербайджанцы теряют 300,000 рабочих мест из-за оккупации территорий

Н.БЕЮКАГАГЫЗЫ

Азербайджан не сможет эффективно решать проблемы в области труда и занятости, пока 20% пригодных для сельского хозяйства земель страны находятся под оккупацией Армении. В связи с этим страна теряет около 300 тыс. рабочих мест.

На этом факте президент Национальной конфедерации предпринимателей (работодателей) Алекпер Мамедов сделал акцент, выступая на трехдневном семинаре, организованном Международной организацией работодателей (МОР) в Стамбуле.

Отметим, что на семинаре, посвященном “Декларации Международной организации труда (МОТ) в области трудовых прав и фундаментальных принципов”, в числе делегатов из стран Восточной Европы и Центральной Азии участвуют и работодатели Армении. По словам А.Мамедова, “какой смысл обсуждать защиту трудовых прав 1 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, если для многих из них не только невозможно создать рабочие места, но даже обеспечить их нормальными условиями жизни”.

Что же касается принципов вышеуказанной декларации, то, по словам президента НКПА, они включены в Трудовой кодекс, и азербайджанские работодатели стараются им неукоснительно следовать. А.Мамедов не стал распространяться о существующих проблемах в этой области, возможно, чтобы не ударить лицом в грязь перед зарубежными коллегами.

Но нам бы хотелось обратить внимание на реальное положение выполнения условий декларации в Азербайджане.  Отметим, что принципов всего четыре. Первый принцип: неукоснительное признание прав на свободное объединение и ведение коллективных переговоров.

Именно по этому пункту Трудовым кодексом предусмотрено подписание генерального коллективного соглашения между правительством, профсоюзами и работодателями, но оно по неясным причинам откладывается с февраля текущего года.

Представители всех трех сторон убеждают, что это должно произойти на днях, но точную дату назвать не спешат.  Второй принцип: ликвидация всех форм обязательного и принудительного труда. Опять же, согласно ТК АР, каждый работодатель, принуждающий трудящегося выполнять работу (услугу), не входящую в сферу его трудовых функций, грозя при этом нарушить трудовой договор, может быть привлечен к ответственности, предусмотренной законодательством.

Формально фактов нарушения этого принципа в Азербайджане не так много, но, возможно, многие из них просто не предаются огласки. Ведь мало кому хочется прослыть демагогом и скандалистом – известно, что у нас (впрочем, как и везде) таких “кадров” работодатели обходят стороной.  Третий принцип: категорический запрет на использование детского труда. В ТК АР есть пункт и об этом. Но запрет этот по большей части игнорируется.

Причина – низкое социальное положение некоторых семей, которое толкает пацанов 8-14 лет искать работу в качестве распространителей газет, продавцов мелким товаром, мойщиков машин и т.д. Известно, что работодателю нанять детей более выгодно – во-первых, стоит их труд дешевле, во-вторых, с ними легче разобраться в случае каких-то проблем – “качать права” не станут. Так что проблема использования детского труда в нашей стране есть и решить ее можно будет лишь после сокращения уровня бедности.

Четвертый принцип. Недопускание пристрастий в области труда и занятости, т.е. при выборе рабочего персонала. Не искоренить (это не реально), а хотя бы уменьшить в Азербайджане практику принимать на работу “по тапшу” возможно только в условиях развития частного бизнеса.

Уже сейчас в этой области наблюдается прогресс: многие предприниматели начинают осознавать, что успех дела и прибыль зависят от профессиональных качеств работника, а не от того, чей он родственник, друг, земляк и т.д.

В завершение отметим, что А.Мамедов обратился к МОР с просьбой оказать техническую помощь в организации стажировки специалистов НКПА в организациях работодателей развитых стран. Можеть быть, после ознакомления с опытом иностранцев бороться с проблемами станет легче.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год