Турецкие долги Азербайджана: не все так просто

Г.МАМЕДЗАДЕ Х.ИСМАЙЛОВА

За последнее время в азербайджано-турецком диалоге по поводу экономического сотрудничества стали появляться некоторые трещины.

И проходившая недавно в Баку Азербайджано-турецкая межправительственная комиссия, как видно, не дала ожидаемых результатов, а намеченное между сторонами двустороннее соглашение об экономическом сотрудничестве так и не было подписано.

Прозвучавшее в ходе заседания комиссии недовольство турецких бизнесменов относительно недостаточно благоприятного для них в Азербайджане климата было встречено азербайджанской стороной как бы с пониманием и намерением принять необходимые меры для гармонизации деловых контактов между странами. Как видно, позитивный процесс не получил должного продолжения, поскольку с критическими высказываниями в адрес руководства Азербайджана откровенно выступает госминистр Турции Абдульхалыг Чай.

Он обвиняет наших руководителей в несерьезности, попутно поднимая вопрос о непогашенных Азербайджаном долгах и намерении перейти от комплиментов к жестким мерам. В Азербайджане уже проявляют обеспокоенность по поводу того, что “братские претензии” могут придать нежелательный оттенок взаимоотношениям обоих государств, тем более, что наши эксперты-экономисты имеют несколько другой взгляд на обозначенные госминистром Турции проблемы.

В частности, замминистра бывшего Минэкономики Октай Ахвердиев считает, что непредусмотрительно поднимать вопрос о долгах в тот период, когда мы ведем диалог о перспективах экономического сотрудничества, и такие вопросы только мешают договориться. К тому же возврат долга мы отложили на более поздний срок, учитывая имеющиеся в стране неотложные проблемы, включая карабахский конфликт. Это должны понимать и в Турции, переживающей серьезные финансовые трудности и имеющую громадную сумму внешнего долга (более чем в 100 млрд. долларов).

“На фоне этой цифры сумма нашего долга Турции не кажется столь значительной, тем более, что долговые обязательства связывают почти все страны”, – говорит Ахвердиев.  Остается под большим сомнением и сумма долга в $300 млн., указанная А.Чаем.

По данным наших источников, она значительно ниже. (Источник в Минфине сообщил, что сумма долга, подлежащая реструктуризации со стороны Турции, составляла $26 млн. – из $74 млн., выданных турецким Эксимбанком, 48 млн. уже погашены). Однако так и осталось невыясненным, на какие цели понадобилась Азербайджану эта сумма.

Тем более, что, по данным некоторых источников, указывается более высокая цифра – в 250 млн. долларов, взятых из турецкого Эксимбанка. Возвращаясь к мнению О.Ахвердиева, продолжим, что обвинения по поводу неподписанного соглашения по итогам межправительственной экономической комиссии можно было бы отнести и на счет турецкой стороны.

В то время, как президент Азербайджана издал указ о создании экономической комиссии с Турцией во главе с вице-премьером А.Шарифовым, в Анкаре аналогичная комиссия образована не была, так же как и не определен уровень представительства, что и осложнило ситуацию при подписании документа.  Не менее острая дискуссия возникла вокруг вопроса сахарной свеклы, отмечал турецкий министр.

В данном случае, по мнению наших специалистов, турецкая сторона заслуживает больше нареканий. Источник в правительстве сообщил нам, что в 2000 году в Турцию и Иран из Азербайджана было экспортировано 33,12 тысячи тонн сахарной свеклы на сумму 1 млн. 499,4 тысячи долларов. Из них Ирану поставлено 904,6 тонны ($11,9 тыс.), а Турции – 32,107 тонны ($1 млн. 487,5 тыс.). Но проблема в том, что наши ближайшие соседи скупают сахарную свеклу у азербайджанских (нахчыванских) фермеров на кабальных условиях, имея максимальную выгоду в последующих расчетах.

В то время как выход сахарного песка из одной тонны сахарной свеклы, произрастающей в Азербайджане, составляет 12-14% и даже более, к нам возвращается лишь 5% произведенного сахарного песка. Это не оправдывает расходов наших фермеров. Если учесть, что только в Нахчыване выращивается более 70 тысяч тонн сахарной свеклы, то Турция и Иран имеют приличную прибыль. Но руководство Нахчывана не беспокоится по поводу пересмотра столь несправедливого распределения дохода.

Что интересно, подобные проблемы Азербайджан испытывает в то время, когда специалисты закидывают Кабмин предложениями по поводу создания сахарной промышленности в нашей стране, обладающей высоким потенциалом в этой области. Однако это невыгодно не только нашим соседям, но и некоторым силам внутри страны, захватившим монополию на импорт сахарного песка в Азербайджан.

Солидарность с этим мнением высказывает и независимый эксперт Эмиль Ахундов, приводя в качестве примера турецкую компанию “Азерсун”, контролирующую импорт сахарного песка в Азербайджане. Э.Ахундов, являющийся активным участником реализации в стране проекта создания сахарного производства, сообщил, что предложения по созданию сахарной промышленности в Азербайджане уже рассматриваются американским Эксимбанком.

Кроме того, высказываются мнения, что это недовольство Турции некоторыми политическими моментами выливается сейчас в экономическое русло, причем в столь противоречивой форме.  Напомним, что на днях в Азербайджан совершил визит турецкий дипломат Игит Алпаган, встреча которого с президентом Гейдаром Алиевым прошла за закрытыми дверьми. Уехал турецкий дипломат так же тихо, как и приехал, но после заявлений Абдулхалыга Чая появилось предположение о том, что визит дипломата и начавшийся на днях скандал связаны между собой.

Ведь проблемы между Азербайджаном и Турцией не новы. Правда, благодаря перспективе транзита азербайджанской нефти через Турцию эта страна до поры до времени сохраняла молчание. Так что же положило конец терпению Турции? Ведь не далее, как в марте все могли предположить только обратное. В ходе визита Гейдара Алиева в братскую страну все официальные лица Турции выражали полную поддержку нашему президенту в карабахском урегулировании.

А сейчас, когда карабахское урегулирование переживает, может быть, самый ответственный момент, такие заявления могут иметь серьезный характер.  В то же время сама Турция переживает кризис, и после того, как были обнаружены факты коррупции в деятельности их Минэнергетики, что ставит под сомнение реализацию проекта по транспортировке и покупке газа из России в рамках проекта “Голубой поток”, реальный сдвиг в вопросе Баку – Джейхан пришелся бы этой стране как нельзя кстати.

Поэтому и появились предположения о том, что один из предполагаемых трубопроводов (Баку – Джейхан или транскаспийский газопровод через Турцию) может оказаться под угрозой. О роли, которую смог бы сыграть экономический фактор, и в частности торг с альтернативным маршрутом в решении карабахской проблемы, говорится давно. В связи с активизацией Ирана в карабахском урегулировании нередко вспоминают и о предложениях по прокладке одного из трубопроводов через эту страну.

Немалую поддержку этим предположениям оказало и то, что Иран был проинформирован о ходе перговоров в Ки Уэсте, в то время как другая, не менее значимая страна в регионе (Турция) осталась в стороне. Были и конкретные факторы-раздражители. Среди них и разрушение родникового комплекса в Баку, несмотря на возражение турецких дипломатов.  Азербайджан с Турцией – вечные партнеры и друзья. Вряд ли кто-то может возразить против этого тезиса. Но сейчас этим странам есть что обсудить и решить.

И вряд ли перестрелка на страницах турецкой печати поможет решить возникшие проблемы. Тем более, что эти переговоры через газету официальными предупреждениями сторон назвать трудно.

Официальные круги в Баку пока молчат. В турецком посольстве просьбу прокомментировать возникшую ситуацию не удовлетворили, сказав, что пока она изучается. Таким образом, скандал, поднятый в турецкой прессе, можно принять за предупреждение. Продолжение следует…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год