М.БАГИРОВ
Инвалиды карабахской войны прекратили голодовку во всех ее проявлениях. Такое решение участникам войны далось нелегко. Весь вчерашний день в штаб-квартире Организации карабахских инвалидов (ОКИ) шли упорные дискуссии относительно дальнейшей тактики борьбы.
На чашу весов было поставлено все – и заявления министра финансов, и заверения депутатов-посредников, и мнения 60 ветеранов, продолжавших еще обычную голодовку, и выражения лиц тех, кого вчера увозили машины скорой помощи.
После вчерашнего сюрприза со стороны властей, которые устами главы финансового ведомства Аваза Алекперова пообещали предпринять определенные меры в области улучшения социального обеспечения инвалидов, ОКИ, заявившее о прекращении “сухой” голодовки, намеревалось проводить обычную вплоть до решения вопроса с созданием специальной государственной комиссии. Однако вчера на заседании консультационного совета ОКИ, завершившемся ближе к вечеру, планы были кардинально пересмотрены – голодовка прекращается полностью.
“Последние из могикан” в лице 60 человек, сложив свои постельные принадлежности, покинули штаб-квартиру ОКИ, которая на протяжении недель была для них и домом, и осажденной крепостью. Осада со стороны сотрудников районного управления полиции была моментально снята. Минфин не забыл о своих позавчерашних словах – руководству ОКИ предложили составить список уполномоченных вести переговоры с правительством, оформить требования и представить все это в финансовое ведомство.
Как заявил “Эхо” один из лидеров ОКИ Этимад Асадов, требования остаются неизменными – это повышение в два раза размера пенсий и пособий, создание госкомиссии по контролю за выполнением законов, указов и распоряжений, касающихся инвалидов войны. Вчера же ветераны составили список из 10 человек, в который помимо самих представителей ОКИ вошли депутат Сабир Рустамханлы, адвокат Аслан Исмайлов и председатель Объединения офицеров запаса Иса Садыгов.
Этот перечень уполномоченных лиц делегация инвалидов успешно передала по назначению. В свою очередь Аваз Алекперов, как сообщил нашему корреспонденту и.о. председателя ОКИ Гюндуз Рагимов, заверил участников войны в том, что первую половину следующего дня (сегодня. – Авт.) посвятит лоббированию их интересов в аппарате президента (именно здесь может быть дано, как сообщили инвалидам в Минфине, “добро” на создание пресловутой госкомиссии).
Ветераны настаивают на самом широком представительстве в составе комиссии правительственных структур (от Минтруда и Минздрава до органов прокуратуры и аппарата президента). То есть, речь идет о постоянно действующем органе, который должен будет адекватно реагировать на все запросы этой группы населения. Во второй половине дня министр пообещал инвалидам отчитаться о результатах переговоров.
Вчера же представители ОКИ встретились и с руководителями Управления мусульман Кавказа. Как сообщает агентство “Туран”, инвалиды выразили свое недовольство отсутствием реакции со стороны УМК на акцию протеста и негативное отношение к ней официальных СМИ. В свою очередь глава управления Аллахшюкур Пашазаде парировал эти претензии тем аргументом, что шариат запрещает обрекать себя на отказ от пищи. Позицию же государственного телеканала по отношению к участникам акции протеста Пашазаде назвал греховной.
Что касается требований инвалидов войны, то представители духовенства сочли их вполне справедливыми. Шейх, так же как и министр финансов, обещал донести позицию инвалидов до президента Гейдара Алиева. Как бы то ни было, инвалиды войны своего добились.
По крайней мере, им удалось заручиться обещаниями со стороны руководителей различных структур исполнительной власти, а это уже кое-что означает. Теперь на повестке другой вопрос – оправдаются ли их надежды и до какой степени будут удовлетворены требования инвалидов карабахской войны…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год