Каспийское пароходство: крушение надежд

Аналитическая группа “Image”

Каспийское пароходство нынче напоминает легендарный “Титаник”, отправляющийся в свой последний трансатлантический рейс, закончившийся, как известно, трагическим столкновением с айсбергом. Возможно, данное сравнение покажется преувеличением.

Тем более, что потенциальные оппоненты из руководства пароходства могут, и не без оснований, упрекнуть нижеследующие соображения в тенденциозности, попыткой поставить под сомнение несомненные успехи Каспара.

Известно, что причиной гибели “Титаника” стали некстати оказавшийся на маршруте лайнера айсберг, вмешательство в управление кораблем владельцев пароходной компании и ошибка старшего помощника капитана. Поэтому, проводя параллель между “Титаником” и Каспаром, надо, как минимум, назвать каспийские эквиваленты айсберга и менеджеров пароходной компании.

На затонувшем в водах Атлантики лайнере до его столкновения с айсбергом царила атмосфера праздничной беззаботности: играла музыка, рекой лилось шампанское, корабль собирался бить рекорд скорости перехода через океан. Нечто подобное напоминают и официальные данные пароходства о работе в только что завершившемся году.

Суммарные грузоперевозки Каспийского пароходства составили в минувшем году 8,779 млн. тонн. Из этого количества 6,147 млн. тонн – это нефть и нефтепродукты, перевезенные танкерами, 1,331 млн. тонн – это грузы, доставленные сухогрузами, и 1,301 млн. тонн – паромами. Рост объемов перевозок по сравнению с 1999 годом составил 1,397 млн. тонн, или почти 19%. При этом суммарный объем перевозок на Каспии составил 7,455 млн. тонн, что на 1,352 млн. тонн (22,1%) больше, чем в 1999 году.

Ну а суммарная чистая прибыль Каспара в 2000 году оказалась равной рекордным 7 млн. долларов! Теперь самый раз перейти к поискам обещанного “айсберга”, от столкновения с которым Каспар даст финансовую течь, после чего пароходство, скорее всего, ждет неприятная встреча с вязким экономическим дном. Хвала Аллаху, мы не в Атлантике и ночная тьма не затрудняет нам поиск плавающих в ее водах гор льда.

Поэтому мы сразу таковым “айсбергом” вынуждены признать магистральный нефтепровод Тенгиз – Новороссийск, первая очередь которого должна быть введена в эксплуатацию летом 2001 года. Это означает, что в лучшем случае лишь половина из 2,4 млн. тонн тенгизской нефти, перевезенной танкерами Каспара в 2000 году при цене транспортировки в 6 долларов за тонну (нетрудно подсчитать, что в результате пароходство получило доход в 14,4 млн. долларов), сможет оказаться в активе пароходства в нынешнем году.

Ну, а начиная с 2002 года, о нефти Казахстана Каспару, вероятно, вообще придется забыть. Кстати, ни в Каспийском пароходстве, ни в компании Caspian TransCo, выполняющей транспортно-экспедиционное обслуживание перевозок тенгизской нефти, нам так и не смогли сказать, заключены ли на 2001 год соответствующие контракты на транспортировку казахстанской нефти, и каковы объемы предполагаемых каспийских нефтеперевозок.

Отметим, что 2,4 млн. тонн тенгизской нефти составляют 27,3% от общего объема грузоперевозок пароходства в 2000 году и 39% от общего объема перевозок нефти и нефтепродуктов. Иначе говоря, не будет на Каспии тенгизской нефти – и Каспар недосчитается 14,4 млн. долларов дохода. Ну чем трубопровод Тенгиз – Новороссийск не “айсберг” для “титанического” Каспара?! Что же касается вмешательства в управление деятельностью Каспара руководителей эквивалента “пароходной компании”, сгубившей “Титаник”, то в нашем каспийском случае оно заключается в следующем.

Из 69 судов Каспара 33 – танкера. Причем 32 танкера находятся в настоящее время на Каспии. А собраны они были здесь по одной простой причине: в ожидании 10 млн. тонн казахстанской нефти, которую правительство Азербайджана надеялось ежегодно перевозить с восточного берега Каспия на западный и далее транспортировать ее по ОЭТ Баку – Джейхан с его непомерными аппетитами в 50 млн. тонн сырой нефти в год.

Но пока Азербайджан и Турция с Грузией пели дифирамбы в адрес несуществующего ОЭТ, Россия и Казахстан с партнерами просто взяли и построили первую очередь трубопровода Тенгиз – Новороссийск, через который утекут от Каспара и тенгизская нефть, и 60 ежегодных миллионов долларов упущенной выгоды.

Это значит, что танкера Каспара на Каспии будут со второй половины 2001 года не столько перевозить нефть, сколько играть роль плавающих украшений для Бакинской бухты. Пока, разумеется, коррозия не сделает свое черное дело, и танкера не будут пущены на металлолом. Конечно же, у Каспара был шанс избежать столкновения с “айсбергом” Тенгиз – Новороссийска.

Для этого надо было не витать в эмпиреях о ОЭТ и не перегонять танкера с Черного моря на море Каспийское, а, напротив, уводить часть из них с Каспия в богатые нефтеперевозками черноморские порты. Но не перегнали. Понадеялись на продекламированную правительством Азербайджана “непотопляемость” ОЭТ. На “Титанике” тоже очень верили в непотопляемость своего суперлайнера…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год