Министр обороны США Дональд Рамсфельд пытается заручиться поддержкой президента Буша, сообщает Би-би-си. Рамсфельд работает над созданием новой стратегии в области обороны, которая, судя по всему, приведет к самым серьезным изменениям в американской оборонной политике за последнее десятилетие.
Речь идет об официальном отказе от принципа готовности американских вооруженных сил вести в случае необходимости крупномасштабные военные действия в двух отдаленных друг от друга регионах. В качестве таких регионов часто назывались Корея и Ирак, а сам принцип, который называли “принципом двух больших войн”, служил скорее для определения минимально необходимого числа войск, количества военных кораблей и самолетов, чем для планирования таких войн.
На протяжении многих лет, исходя из этого принципа, Соединенные Штаты содержали армию почти в полтора миллиона человек. И вот теперь Дональд Рамсфельд намеревается полностью пересмотреть основы американской военной стратегии, что, как указывают обозреватели, может привести к коренной перестройке вооруженных сил США, изменению их численности и структуры.
Руководитель отдела изучения стратегии Центра стратегических и международных исследований Энтони Гардесмен говорит: “От так называемой “стратегии двух войн” отказалась еще администрация Клинтона. Вести одновременно войну такого же масштаба, как в Персидском заливе и, скажем, в Корее Соединенные Штаты были просто не в состоянии. Невозможно было и содержать армию, авиацию и военно-морской флот, предназначенный для этого. Но это – лишь одна из причин перемен. На протяжении нескольких последних лет Северная Корея превратилась в нищую страну, вооруженные силы которой так и не модернизировались. Вооруженные силы Ирака остались такими же, как в 1990 году, когда США приняли стратегию двух войн. Другими словами,те страны, которые служили главной угрозой при выработке прежней стратегии, такой угрозы больше не представляют”.
Изменения, запланированные Рамсфельдом скажутся на всех видах вооруженных сил, но больше всего на сухопутных войсках – их численность явно сократится.
Европа, на защиту которой стратеги раньше обращали больше всего внимания, скорее всего отойдет на второй план, а на первый выдвинется Восточная Азия, где главную роль будут играть военно-воздушные и военно-морские силы – из-за больших расстояний в этом регионе и из-за того, что большая часть его государств находится на островах.
Теперь военным придется усиленно осваивать новые виды высокотехнологичных вооружений и разрабатывать средства перехвата ракет. Впрочем, все это – дело достаточно далекого будущего. Энтони Гардсмен говорит, что все детали новой стратегии будут выработаны не раньше, чем через год. А на полную перестройку американских вооруженных сил уйдет лет 10.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год