А.КАФАРЗАДЕ
Отношения между Организацией Объединенных Наций и Соединенными Штатами, похоже, продолжают ухудшаться. В прошлый четверг в США вылетели сразу из двух ооновских комитетов, в создании и работе которых они принимали ведущее участие.
В четверг – уже на этой неделе – палата представителей в отместку за это отказалась ассигновать 224 миллиона долларов, которые Вашингтон должен будет выплатить ООН в будущем году. Палата, однако, согласилась выплатить ООН 582 миллиона долларов в этом году и 67 миллионов – на возвращение США в ЮНЕСКО.
Если на будущий год США снова займут место в комитете ООН по правам человека, то ООН получит 224 миллиона, которые конгрессмены сейчас попридержали. За резолюцию, как сообщает Aссошиэйтед пресс, голосовали 252 человека, против – 165. Ее поддержали не только ярые критики ООН, но и часть ее горячих поклонников, опасавшихся еще худшего варианта. Резолюция являла собою поправку к законопроекту, выделившему 8,2 миллиарда долларов на внешнеполитическую деятельность.
В поправке также содержится требование упразднения тайного голосования в комитетах ООН вроде того, что выбило американцев из седла. Американцы уязвлены тем, что многие страны до голосования заверяли их в своей поддержке, а потом не сдержали слово. Старожилы говорят, что такое бывает в ООН сплошь и рядом. Конгресс, однако, хотел бы знать, кто именно прокатил США на выборах в комитеты. Особенно больно ударила по американскому имиджу потеря США места в комитете по правам человека.
Бывший госсекретарь Генри Киссинджер заметил по этому поводу, что, во-первых, большинство тех, кто голосовал против Америки, – это ее старые недруги; во-вторых, дело было в том, что европейцы теперь блоком голосуют за своих; а в-третьих, американские попытки лоббирования были осложнены тем, что у США еще нет постоянного представителя в ООН, который давно назначен Белым домом, но так и не представлен в сенат на утверждение.
Критики новой американской администрации говорили, что США платят за ряд ее нашумевших решений, навлекших на себя резкую критику в мире. Белый дом, например, отказался считать руководством к действию Киотский протокол, направленный на резкое сокращение парниковых газов, и твердо намерен развертывать национальную систему ПРО.
Критики Вашингтона замечают, что расхождения с мировым сообществом начались у США не с Буша: еще при Клинтоне США отказались подписывать международный договор о запрещении противопехотных мин, а сенат США не стал ратифицировать договор о полном запрете на ядерные испытания.
Уже неделю назад стало ясно, что конгрессмены так это дело не оставят, хотя и Белый дом, и госдепартамент отнеслись к случившемуся философски, заявив, что неудача в Женеве не отобьет у США охоту и дальше бороться за права человека. Предчувствуя “ответный удар”, ООН обратилась к конгрессу США с просьбой не рассматривать возможность отказа от перевода почти 250 миллионов долларов, которые Соединенные Штаты задолжали ООН.
Представитель Генерального секретаря ООН призвал Вашингтон “пощадить того, кто принес плохое известие”. Наказание в виде прекращения финансирования, сказал он, “стало бы контрпродуктивным и несправедливым” по отношению ко всем 189 членам ООН.
Однако масла в огонь конфликта подлило исключение представителя Вашингтона и из другого органа ООН – Международного комитета по контролю над распространением наркотиков. Этот орган наблюдает за производством и продажей опиатов – морфина, стимулянтов и других препаратов, которые могут использоваться в медицине. В его функции входит также борьба с нелегальным хождением наркотиков. И это еще одна сфера, в которой США постоянно проявляют активность. Исключение американских представителей из двух этих комиссий стало неожиданностью.
Еще и до угроз конгресса о возможности замораживания трансферов эта тема была самой обсуждаемой в коридорах штаб-квартиры ООН. Мюнхенская “Зюддойче цайтунг” связывает исключение Соединенных Штатов из комиссии ООН по правам человека и Международного совета по контролю за наркотиками с желанием других стран свести счеты с американцами. Газета пишет о “сильнейшей” взаимной раздраженности, существующей между Америкой и Европой по вопросам обороны, торговли, охраны окружающей среды, биотехнологии и энергетической политики.
Газета предупреждает, что потеря Вашингтоном места в этих организациях только усилит эти настроения и будет способствовать укреплению “американского неоизоляционизма”. Издаваемая в Париже “Интернэшнл геральд трибюн” сообщает, что в приватных разговорах американские чиновники признавали, что “они не сумели заметить изменения в настроениях 54-х членов Экономического и социального совета ООН, который избирает членов комиссий по правам человека и наркотикам”.
“Китай втихую лоббировал исключение американцев из комиссии, желая отомстить за внесенное США положение ежегодной резолюции комиссии по правам человека, осуждающее отношение китайских властей к диссидентам. Китай поддержали другие развивающиеся страны”, – пишет газета.
Самое расхожее объяснение заключается в том, что американцы навлекли на себя гнев других членов мирового сообщества все более предвзятой – произраильской – позицией в ближневосточном кризисе, а также решениями, принимаемыми Вашингтоном по вопросам борьбы с глобальным потеплением и загрязнениями окружающей среды. Большинство европейцев согласны с мнением американцев.
“Просто смешно, – сказал один дипломат, – что места в этом органе получили страны, постоянно нарушающие права человека, как, например, Судан”. Среди представителей Европейского Союза, как сообщает Би-би-си, наблюдалось некоторое замешательство, поскольку их представители в комиссии также голосовали против США, так что в ходе следующего голосования – в 2002 году – они намерены действовать сообща с тем, чтобы восстановить Вашингтон в его правах.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год