Г.МАМЕДЗАДЕ
Бывший глава Центризбиркома России Николай Рябов был назначен послом РФ в Азербайджане в начале этого года. Несмотря на то, что к главе дипломатической миссии России в нашей стране множество вопросов, он до сих пор с представителями средств массовой информации не общался. И первое интервью Николай Рябов дал корреспонденту “Эхо”:
– Как вы можете оценить состояние азербайджано-российских взаимоотношений, особенно в свете недавнего визита в Азербайджан президента РФ В.Путина?
– Несомненно, этот визит стал поворотным пунктом в развитии отношений между нашими странами, тем более, что это первый визит главы российского государства в республики Южного Кавказа. Учитывая, что новым, недавно разделившимся государствам, пришлось, по существу, заново формировать свою государственность, внутреннюю и внешнюю политику в условиях сложных внутриполитических процессов, все это несколько осложнило состояние наших отношений и возможности их углубления. Поэтому странам постсоветского периода не сразу удалось наладить максимально теплые, притом эффективные и взаимовыгодные отношения.
Но сегодня негатив постепенно преодолевается, все более ощущается стремление сторон к возобновлению и упрочению контактов. И если сегодня мы с удовлетворением отмечаем растущий уровень политического партнерства, то это – лишь первые шаги на пути к тому идеалу, к которому стремятся политические лидеры России и Азербайджана.
Важно отметить, что наши президенты уважают друг друга и умеют ценить мнение друг друга, что плодотворно влияет на весь спектр взаимоотношений. В.Путин и Г.Алиев регулярно поддерживают диалог, чтобы постоянно держать руку на пульсе наших отношений.
– Одной из главных тем азербайджано-российских переговоров, несомненно, остается урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Россия всегда занимала одну из ключевых позиций в этом процессе. Однако в последнее время инициатива перешла к Западу, о чем свидетельствует то, что переговоры переместились в Париж, Ки Уэст… В последнее время говорили о предполагавшейся встрече в Москве. Она состоится?
– Суть ведь не в том, где географически ведется переговорный процесс. Переговоры в Париже, Ки Уэсте – это прямой результат той активности и заинтересованности, которую проявляет нынешнее руководство России для решения этого вопроса. Президент РФ В.Путин в ходе своего визита в Баку отметил, что Россия принимает все необходимые меры к интенсификации переговорного процесса с целью найти решение на взаимоприемлемой основе. Ярчайшим примером того, что Россия не просто декларирует, а принимает самые энергичные меры в этом направлении, является тот факт, что Россия подняла уровень представительства в рамках сопредседателей Минской группе ОБСЕ, уполномочив решать эти вопросы уже не послов по особым поручениям, а государственных представителей в ранге спецпредставителя президента РФ на Минской конференции ОБСЕ, первого замминистра иностранных дел России В.Трубникова.
Мы должны подтвердить приверженность России мирному решению конфликта, к которому стороны должны придти без постороннего нажима, уважая суверенные права друг друга. В этом направлении удалось скоординировать интересы США, Франции и других государств, объединив их в один конструктивный вектор. Что касается московской встречи, то и она не исключается.
– Не скажется ли на развитии миротворческого процесса некоторое похолодание в отношениях США и России?
– Если некоторое похолодание, как вы говорите, и имеет место, то это может касаться разве что какой-то конкретной сферы. Но в целом, США и Россия активно взаимодействуют, тем более, это ощутимо проявляется после прихода к руководству новой администрации в США. Последнее заявление президента США Дж.Буша относительно системы противоракетной обороны свидетельствует о том, что, невзирая на повторение старых тезисов администрации демократов, уже звучат и новые, четкие нотки о необходимости вести переговоры и консультации по этой проблеме с Россией.
Так что одно дело – расхожие мнения отдельных политиков, другое – реальность. Реальность же такова, что уже сегодня в Нью-Йорке проходит встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ на уровне послов по собым поручениям, подтверждающая тот факт, что Россия и США координируют свои действия по нагорно-карабахской проблеме.
А 14 мая в Баку прибудет представительная делегация России для продолжения диалога по проблеме карабахского урегулирования. Участие в составе делегации председателя Совета безопасности РФ Рушайло связано с обсуждением вопроса безопасности на Кавказе в целом, и на Южном Кавказе в частности.
– Сближение позиций России и Азербайджана наглядно просматривается и в рамках представительства наших делегаций в ПАСЕ. Известно, что азербайджанская сторона представила ПАСЕ документ о признании геноцида азербайджанцев со стороны армян, в котором упоминаются трагические события в Ходжалы. Но участие 366-го мотострелкового полка в этих событиях указано не было…
– России хорошо понятно, с какими трудностями по выполнению обязательств пришлось столкнуться Азербайджану на пути вступления в Совет Европы. Это представители Запада воспринимают Азербайджан как “терра инкогнито”. В свое время Россия проявила заинтересованность и непосредственное участие в этом вопросе, который очень серьезно обсуждался и во время официального визита в Москву министра иностранных дел Азербайджана В.Гулиева. После этой встречи министр иностранных дел России письменно обратился к своим коллегам в западных странах за получением поддержки для Азербайджана. Это лишь один штрих, характеризующий те усилия, которые прилагает Россия в укреплении взаимных контактов. Но, к сожалению, это не всегда остается замеченным, хотя и не уступает, если не превышает тот объем работы, который осуществляет Запад.
Что касается геноцида, то Россия никакого решения не принимала ни по отношению к “геноциду армян”, ни относительно геноцида азербайджанцев. Но я категорически отрицаю факт участия российского полка в агрессии. События происходили в бытность советского государства и в конфликтах, происходящих на его территории, принимали участие советские граждане – историческая общность представителей разных национальностей.
В тот период Россия как государство еще не существовала, поэтому претензии в этом отношении расцениваются не иначе как передергивание фактов.
Мы проводим очень ответственную и взвешенную политику в Азербайджане, рассчитанную на долговременный период сотрудничества, и не стремимся к достижению сиюминутных результатов. Нас трудно заподозрить в предвзятости, тем более, что и Азербайджан, и Армения наши ближайшие соседи, с которыми нас связывает не только прошлое, но и будущая история, которую мы хотим творить чистыми руками.
– А как обстоит дело с определением статуса Каспия?
– Для решения этого вопроса требуется определенное время. Известно, что саммит прикаспийских государств был запланирован на апрель, однако его пришлось перенести на осень. Но работа на уровне экспертов и спецпредставителей продолжается. Невзирая на некоторые разногласия, ситуация интенсивно развивается, заключен целый ряд двусторонних соглашений, которые, безусловно, послужат основой статуса Каспия.
Но гармонизировать интересы, иногда прямо противоположные, не так просто – это требует времени, усилий и встречных компромиссов. Актуальность этого вопроса связана не только с нефтяными изысканиями, учитывая, что нефтяные запасы – это вопрос времени, тогда как под угрозой находится биопотенциал Каспия.
Примечателен пример Норвегии – страны, богатой нефтью и газом, но в то же время выступающей как солидный поставшик рыбной продукции на мировые рынки. А мы губим последние запасы биоресурсов на Каспии. Поэтому сохранение экологии, биоресурсов Каспия – одна из важнейших задач, стоящих перед государствами каспийского региона. Это как раз является тем мощным катализатором, который сегодня дает картину переговоров по Каспию. Вопрос саммита не снят, и подготовка к нему продолжается.
– А каковы перспективы российско-азербайджанских отношений в нефтегазовой сфере и по другим направлениям экономического сотрудничества?
– Нефтегазовый спектр доминирует, тем не менее, наши правительства рассматривают более широко круг экономических отношений, включая повышения объема товарооборота, создание совместных предприятий в области сельского хозяйства, машиностроения, сотрудничество в области транспорта, реализацию совместных проектов. Все это нашло отражение в документах, подписанных в ходе азербайджано-российской межправительственной комиссии. Несмотря на то, что Россия выступает для Азербайджана в качестве торгового партнера номер один, объем товарооборота незначителен, учитывая наши возможности, налаженную ранее кооперацию, потенциал которой необходимо реализовать.
Недавно была создана Палата российско-азербайджанского делового сотрудничества – это реальное проявление заинтересованности в поиске азербайджанских деловых партнеров со стороны российских деловых кругов. Уже готовится к проработке целый ряд пилотных проектов. Рассматриваются возможности и интересы обоих государств и в области нефтегазового сектора.
В этой связи Аббас Аббасов отметил, что подписание соглашения об экономическом сотрудничестве между Россией и Азербайджаном свидетельствует о снятии ряда проблем и позволяет приступить к практической работе. Эти перспективы также открывают прямую дорогу к ответному визиту Г. Алиева в Москву. Надеемся, что визит состоится уже в этом году. На нем президенты смогут подвести итоги и дать оценку настоящему сотрудничеству.
– Существуют ли какие-либо трения между Россией и Азербайджаном по чеченскому вопросу. Как вы оцениваете деятельность в Азербайджане чеченского представительства во главе с Али Асаевым?
– Решение проблемы в Чечне, как одной из республик РФ, где сложилась сложная криминогенная обстановка, является одной из наболевших тем для РФ, пытающейся положить конец источнику терроризма. Люди, покинувшие Чечню, проживают на нелегальных условиях за ее пределами, в том числе и в Азербайджане. Из 15 млрд. рублей (более полумиллиарда долларов), направленных российским правительством на решение социально-экономических проблем в Чечне, только 2 млрд рублей выделено на возвращение переселенцев.
Что касается представительства, то существует официальный порядок их открытия, регулируемый законом в соответствии с конституцией РФ. А данное представительство не имеет официального статуса, и этим все сказано. Но мы не принимаем мер к его ликвидации. К тому же, нас больше беспокоит не наличие и отсутствие представительств, а сложное положение людей.
Между Россией и Азербайджаном в настоящее время нет никаких проблем по чеченскому вопросу. В то же время между нашими странами ведется серьезная скоординированная работа по борьбе с преступностью, терроризмом и региональным воинствующим сепаратизмом. Мы высоко ценим те усилия, которые предпринимает азербайджанское руководство прежде всего правоохранительны органы в этом направлении.
– Не беспокоит ли вас положение ваших соотечественников в Азербайджане и как вы оцениваете деятельность русской общины?
– По поводу положения наших соотечественников мы особого беспокойства не испытываем, позитивно оценивая государственную политику Азербайджана в этом направлении, а вот деятельность некоторых неформальных общественных организаций нуждается в усовершенствовании. Что касается русской общины, то мы помогаем решать конкретные проблемы, в частности материального характера. Например, в этом году мы полностью решим для Азербайджана проблему с учебниками, ни одна школа и ни один ученик не будут обделены.
– А что вы можете сказать относительно пребывания наших соотечественников на территории вашего государства?
– Чтобы решать эти проблемы комплексно, нужно подписать договор о правовом статусе постоянно проживающих на территории России граждан Азербайджана, а также российских граждан в Азербайджане, и соглашшения об урегулировании вопросов гражданства в одном пакете. Проект соглашения уже обсуждался во время визита В.Путина в Баку и на заседании межправительственной комиссии. Ожидается, что документ будет подписан уже в этом году, поскольку заинтересованность проявляют обе стороны. Тогда появится прочная нормативная база пребывания азербайджанцев в России.
Часто происходят встречи с представителями азербайджанской диаспоры, создающими в России свои региональные общины. В ближайшее время ожидается визит делегации Ставропольского края во главе с губернатором, и в составе делегации будут представители азербайджанской диаспоры. В Москве, например, уже открывается азербайджанская школа. Все эти вопросы мы целенаправленно решаем, но это абсолютно новые для нас проблемы, в отличие, к примеру, от западных стран, где имеется опыт работы с диаспорами.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год