В ОБСЕ не ждут скорого решения карабахского конфликта

Г.МАМЕДЗАДЕ, Т.ГАРИБОВ

В перерыве между обсуждением проблем начавшейся в четверг в Баку конференции “Роль религии и убеждений в демократическом обществе: поиск путей противостояния терроризму и экстремизму” директор Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, посол Жерар Штудман ответил на вопросы журналистов:

-Как вы оцениваете религиозную ситуацию в Азербайджане?

– Азербайджанская культура всегда отличалась своей толерантностью, свидетельством чего является мирное сосуществование на этой территории представителей различных конфессий – мусульманства, христианства, иудаизма. С уверенностью могу сказать, что азербайджанцы – не фанатичный народ. Но после терактов 11 сентября в США во многих странах, в том числе и в Азербайджане, участились мониторинги религиозных организаций, в частности, мусульманских исламу. И задача состоит в том, чтобы не переусердствовать и не использовать борьбу против терроризма в целях ограничения религиозной свободы. Иначе будет нарушено право людей на самоорганизацию и развитие вероисповедания, что является одной из основ демократического общества. Поэтому, если организация просит регистрации для легализации своей деятельности, это должно быть реализовано, принимая во внимание, что данная структура не нарушает права человека и свободу вероисповедания. Нужно сохранить баланс между религиозной свободой и борьбой против терроризма. Очевидно, что некоторые меры должны быть приняты с учетом прошлого опыта, но я против их переизбытка.

– Существуют ли крупные нарушения в вопросе регистрации религиозных организаций в Азербайджане?

– У меня нет данных о том, что создаются препятствия в их регистрации. И если это происходит, то, естественно, это неприемлемо. Но та кже неприемлемо, когда религия используется в политических целях.

– Может ли ОБСЕ содействовать Азербайджану в решении карабахской проблемы?

– ОБСЕ уже давно помогает вашей стране в этом вопросе и это функция, которую выполняет Минская группа. Эта структура пытается помочь сторонам найти выход из сложившейся ситуации. Они давно пытаются содействовать процессу разрешения конфликта путем проведения двухсторонних встреч, примером которой может быть встреча в Ки Уэсте. Но карабахский конфликт – весьма сложная задача, и, к сожалению, он не может быть разрешен за короткое время. Я думаю, что решения этого вопроса в ближайшее время не будет. Но, как и любой другой конфликт, карабахский тоже когда-нибудь будет разрешен. А для этого нужны действенные инструменты. В том числе можно рассматривать содействие МГ ОБСЕ для обсуждения и продолжения диалога. Если двухсторонние обсуждения прекратятся, конфликт никогда не разрешится.

– Вы признаете существование в Нагорном Карабахе армянских террористов?

– Я не знаю точно, есть они там или нет, но в целом в Закавказье существует много организованных преступных группировок. Существует много проблем, имеющих отношение к терроризму. Терроризм связан не только с религией. Это и оргпреступность, и переправление наркотиков, торговля людьми, коррумпированность правительственных структур и т.д. Эти проблемы, ставшие особо опасными за последние 10 лет, существуют и в Европе, и в Азии, и на Кавказе, и в России, и в других странах. Структуры, занимающиеся подобной деятельностью, поддерживают терроризм.

– Что вы думаете о ситуации с правами человека в Азербайджане?

– Я знаю много регионов в пределах ОБСЕ, где ситуация с правами человека хуже, чем в Азербайджане. Но я не хочу сказать, что в вашей стране нет проблем в этом вопросе. Проблемы существуют, и многие из них решаются. Но тем не менее, можно сказать, что немало примеров, в частности, в странах, которые находятся по другую сторону Каспия, когда политические партии не имеют права не только на выступление, но даже и на существование.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: