Р.ОРУДЖЕВ
Как стало известно вчера, Комиссия по помилованию при президенте АР уже завершила работу над списком лиц, рекомендованных к досрочному освобождению, которое на этот раз приурочено к Дню независимости республики 18 октября. Список направлен на рассмотрение Гейдару Алиеву. Как сообщила “Эхо” член комиссии, известный публицист Эльмира Ахундова, “мы завершили свою работу и рекомендовали к помилованию около 80 человек”.
На вопрос о том, какой процент от общего числа рекомендованных составляют политические заключенные, Э.Ахундова нашла нужным сделать пояснение: “Я бы воздержалась от формулировки “политзаключенные”. Это люди, которые осуждены за участие в различных акциях антигосударственного характера. Таковых будет немало – около половины”. – Некоторые СМИ сообщили, что в числе помилованных окажется и экс-министр Искендер Гамидов… – Не могу пока ничего говорить по этому поводу. Во всяком случае можно сказать, что большинство публикаций на эту тему накануне и во время работы комиссии основывалось больше на слухах, чем на достоверных фактах. И.Гамидов и двое других известных заключенных находятся в списках СЕ. Но так как над ними идут судебные процессы, было бы неправильным рассматривать их дела в нашей комиссии, ведь мы не можем предопределять судебные решения. Во время процесса помилование просто невозможно. К сожалению, общество ниболее остро реагирует на эту категорию, которая с подачи СЕ и местных правозащитников называется “политзаключенные”. И почему-то многие без внимания оставляют такие категории, которые выходят на свободу.
А ведь среди этих людей есть и те, кто совершил воинские преступления, то есть молодые ребята, которые по тем или иным причинам дезертировали, – их мы часто считаем возможным помиловать. Есть категория малолетних заключенных, которые совершили преступления, будучи несовершеннолетними. За время существования комиссии (7 лет) мы помиловали уже около 3 тысяч человек, но никого не волнует, как они живут после освобождения, как проходит их реабилитация в обществе. Ведь они заслуживают не меньшей жалости, сочувствия и внимания к своей судьбе, чем те, о ком чаще всего спрашивают. – Можно сказать, какую часть из помилованных составят бывшие омоновцы, осужденные за шекинские события? Есть ли среди них жители Нардарана? – Не могу привести цифры, но в основном мы рекомендовали помиловать людей, которые согласно закону о нашей комиссии отсидели значительную часть своего срока.
Нардаранские события произошли совсем недавно, а мы рассматриваем прошения людей, которые отсидели уже треть или половину своих сроков. В списке есть те, кто был осужден в разное время и за антигосударственные преступления, – там есть участники и “мартовских”, и “октябрьских”, и других событий. Мы завершили нынешний этап, но вообще-то комиссия работает постоянно – будем собираться и в ноябре, и в декабре. Просто можно сказать, что какая-то часть ходатайств нами обработана и их податели рекомендованы к помилованию. Я надеюсь, что в ближайшие дни президент этот список рассмотрит и подпишет указ.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год