Р.ОРУДЖЕВ
Сенсационную пресс-конференцию провел 3 октября в Ереване бывший начальник Госуправления национальной безопасности Армении Эдуард Симонянц. Он рассекретил “парижские принципы” урегулирования карабахского конфликта, сообщает “Арминфо”. Со ссылкой на конфиденциальные источники Симонянц сообщил, что, согласно договоренностям в Париже, конфликт должен быть решен без победителей и побежденных, стороны обязаны самостоятельно установить для себя рамки компромиссов и обеспечить необходимые мероприятия для формирования окончательного варианта мирного договора, а единственным гарантом выполнения взятых на себя сторонами обязательств являются международные силы, представленные странами-сопредседателями и Минской группой в расширенном формате.
Остальные принципы, по словам Симонянца, не что иное, как пункты будущего договора между конфликтующими сторонами. Так, все освобожденные земли (контролируемые армяно-карабахскими вооруженными силами), кроме Лачина, должны быть переданы Азербайджану. Лачин же (коридор), временно (сроком до 5 лет), остается под контролем Армении, после чего будет определен его статус. Нагорный Карабах (в границах бывшей автономной области) получает временный статус самоуправляемого формирования, которое будет иметь горизонтальные связи с Азербайджаном и Арменией. Обеспечивается транспортное сообщение Нахчывана с Азербайджаном (возможные варианты колеблются от обмена Лачинским и Мегринским коридорами до обеспечения безопасности связи). Все беженцы возвращаются на ранее проживаемые места.
В Шушу возвращаются все азербайджанцы и город получает особый статус самоуправления и безопасную связь с Физулинским районом. По словам бывшего шефа спецслужб, он располагает также достоверной информацией о том, что стороны в Париже и Ки Уэсте заявили о приемлемости всех принципов и основных пунктов (кроме положений о возвращении оккупированных территорий и возвращения азербайджанских беженцев в Шушу). Затрагивая последний визит в регион сопредседателей Минской группы, Симонянц сказал, что это была обычная сверка позиций после встречи президентов Армении и Азербайджана в Садараке. Никаких новых предложений по урегулированию конфликта посредники не привозили. “Они с пониманием относятся к торможению переговорного процесса, обусловленному предвыборными настроениями в обеих странах”, – резюмировал Симонянц.
“Вспомним последнюю встречу Гейдара Алиева с Минской группой. Там было заявлено, что “парижских принципов” нет, – комментирует выступление Симонянца экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров. – Далее было заявлено, что договоренности, которые там были достигнуты, остаются в силе. Я не знаю, как относиться к словам Симонянца, возможно, власти прояснят ситуацию. Ведь на тех встречах были президент, глава МИД, замминистра и т.д. Все, что он говорит, звучит достаточно достоверно. Понятно, что какие-то договоренности достигнуты были, но какие конкретно, узнать было бы интересно. То говорят, что не было договоренностей, то на последней встрече вновь заявляется, что какие-то из них все же были. Все это будоражит общественность”.
По мнению экс-госсоветника Вафы Гулузаде, из выступления Симонянца явствует, что фактически армяне отказались в последний момент отдать Мегри, “о чем они договорились и на что дали согласие президенту Алиеву. Они также согласились на возвращение всех оккупированных территорий, за исключением Лачина и самого Нагорного Карабаха.
Но президент Азербайджана от этого отказался. Я считаю, что за всем этим стоит Россия, которой не выгодно, чтобы Армения отдавала Мегри. Это единственный выход Армении на иранскую границу. Россия, которая рассматривает Армению как собственную территорию, считает этот выход своим собственным. То есть Россия, пока она в силах, никогда не позволит Армении отдать Мегри. И поэтому о возможностях урегулирования говорить нечего, оно не близко”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год