Р.ОРУДЖЕВ
30 сентября состоялось заседание Апелляционного суда, которое отказало в выполнении ходатайства адвоката Айдына Назарли об освобождении или изменении меры пресечения арестованного сроком на три месяца председателя Объединения бакинских сел хаджи Джебраила Ализаде. Никаких объяснений своего решения апелляционная коллегия защите не представила. Заседание было закрытым для общественности, и несмотря на предварительно поступившее прошение адвоката, сам подсудимый на нем не присутствовал.
Адвокат считает, что обвинение не обладает аргументами и фактами о вине его подзащитного, а потому арест его является незаконным. Дж.Ализаде был арестован 20 сентября как один из руководителей акции неповиновения властям селения Hардаран. Он обвинен по трем статьям УК: 220.2 (участие в массовых беспорядках), 233 (нарушение общественного правопорядка), 315.2 (оказание сопротивления представителям власти). Отметим также, что Дж.Ализаде все еще находится в камере управления, хотя еще 22 сентября должен был быть препровожден в один из изоляторов республики. Между тем стало известно, что 28 сентября из-под стражи были освобождены трое молодых родственников аксакала, задержанных 21 сентября у Управления по борьбе с оргпреступностью МВД и осужденных на 10 суток ареста.
Вчера днем в Нардаране они дали пресс-конференцию, на которую съехались многочисленные представители СМИ, правозащитники и сотрудник бакинского представительства ОБСЕ Лютц Лейхтфус. Первым выступил сын Дж.Ализаде – Hадир, который заявил, что после задержания был жестоко избит, от него требовали подписать бумагу с показаниями против старейшин поселка Hардаран. По словам Hадира Ализаде, в этом документе говорилось, что события в поселке должны считаться “беспорядками”, и вся ответственность за них должна лечь на старейшин поселка. Он также сообщил, что его принудили подписать бумагу о сотрудничестве с работником данного управления, который назвался Али. H.Ализаде публично заявил об отказе от всех своих подписей, которые его принудили поставить под документами в ходе ареста.
“Ситуация в Hардаране все еще остается сложной, и мы обращаемся к посольствам зарубежных стран, а также государствам-членам Организации Исламская конференция с просьбой получить гарантии правительства Азербайджана, чтобы наших детей и стариков больше не похищали”, – заявил один из старейшин поселка хаджи Гаджиага Hуриев. По его словам, до получения твердых гарантий учащиеся 130-й школы не будут посещать занятия. Кроме того, отныне жители села отказываются давать показания следствию, проводимому по делу о нардаранских событиях 3 июня. Это связано, отметил Hуриев, с отсутствием объективности в ведении следствия.
Кроме того, население Hардарана обратилось к президенту США, госдепу и Хельсинкской комиссии конгресса США с просьбой потребовать от властей Азербайджана положить конец арестам, освободить осужденных старейшин и обсудить существующие проблемы в ходе цивилизованного диалога. В заявлении отмечено, что традиционно религиозное население Hардарана осуждает любые попытки увязывания религии с терроризмом. Они никогда не могли поверить, что станут объектом подобных обвинений и что кто-то попытается связать их религиозность с жестокостью и преступлениями. Авторы заявления указывают на практику арестов, плохое обращение и злобные высказывания со стороны правительства Азербайджана по отношению к так называемым нардаранским событиям. “Мы надеемся, что обязательства Азербайджана в области прав человека позволят привнести справедливость и верховенство закона в процесс решения данной ситуации. По этой причине мы просим помочь нам освободить арестованных граждан и мирно разрешить конфликт в рамках международного права. Мы уже использовали все методы борьбы, разрешенные законами нашей республики. Теперь наша надежда на вас”, – говорится в заявлении.
Известный правозащитник Эльдар Зейналов считает, что это обращение к руководящим структурам США действительно способно вызвать у них ответную реакцию. Во всяком случае больше шансов на это дает сам текст нового заявления. “Ведь американцы давно уже знают о том, что случилось в Нардаране, и повторные описания ситуации мало что дали бы. Но в этом обращении присутствует очень существенный момент – нардаранцы открещиваются от любой принадлежности к экстремистской и террористической деятельности. А ведь это главная составляющая всех обвинений властей в адрес жителей села”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год