Армянская АЭС – “грязная” атомная бомба

Н.АЛИЕВ

Международная экологическая группа “Экозащита”, занимающаяся вопросами безопасности атомной энергетики, призвала принять срочные меры против расхищения ядерных материалов. Главной проблемой экологи называют ненадежный уровень их охраны.

“Экозащита” обращает внимание на то, что ядерная безопасность в каждой стране регулируется по усмотрению ее властей: несмотря на все усилия МАГАТЭ, до сих пор нет международного соглашения о правилах охраны ядерного топлива и отходов. Со схожим заявлением выступил и министр энергетики США Спенсер Абрахам. По его словам, в Афганистане в бункерах “Аль-Гаэды” были найдены документы, свидетельствующие о планах террористов использовать обычные источники радиоактивности для создания “грязных” бомб, рассчитанных на длительное заражение радиацией.

Абрахам утверждает, что США сейчас очень активно взаимодействуют с правительством России для того, чтобы поставить под контроль и обеспечить безопасность радиоактивных материалов, находящихся на территории государств бывшего СССР. Между тем в Азербайджане уже не раз заявляли об угрозе, исходящей от Армянской атомной станции, а также о том, что радиоактивные материалы с АЭС складируются на оккупированных Арменией территориях и могут стать легкой добычей террористов. Такую возможность в интервью “Эхо” не исключил и сопредседатель международной экологической группы “Экозащита” Владимир Сливяк:

– Существуют две сферы, на которые надо обратить внимание. Первое – это ядерные объекты, атомные станции, хранилища ядерных отходов. Практически ни в одной стране нет адекватной защиты таких объектов. То есть никто не может на 100% гарантировать безопасность в случае террористической атаки. Второе – плохое управление ядерными объектами и радиоактивными материалами. Есть и бытовые источники радиации – в разных областях хозяйственной деятельности человека используются такие материалы. Строители, например, применяют специальные приборы, в которых содержатся цезий и т.д. Опасность в том, что такие материалы могут использоваться в террористических целях для создания так называемой “грязной” бомбы. “Грязная” бомба – это не ядерное взрывное устройство, но все равно вещь неприятная.

Когда она взрывается, то на очень большом расстоянии вокруг эпицентра рассеиваются радиоактивные вещества и территория становится зараженной. Международное агентство по ядерной энергетике (МАГАТЭ) созданное более полувека назад ООН, по сути, не справляется с функцией контроля за использованием мирного атома и бытовых радиоактивных источников. К сожалению, МАГАТЭ сейчас занимается исключительно коммерческим продвижением атомной энергетики в разных странах, пытается склонить все больше стран к строительству АЭС, новых атомных реакторов и уверяет, что это можно сделать безопасно. Однако, как показывает практика, это не так. Во всех странах, даже в США, большое количество радиоактивных источников считается утерянным.

– Существует ли раскладка по безопасности атомных станций в различных странах? Нас больше всего интересует ситуация на Армянской АЭС.

– Я знаю, что в 90-х годах претензии к безопасности Армянской АЭС были очень большие. Европейский союз призывает Армению закрыть АЭС к 2004 году, но, думаю, это маловероятно.

– В последнее время не раз появлялась информация о нескольких авариях на этой АЭС…

– На Армянской атомной станции установлен реактор типа ВВЭР-440. Он считается ненадежным по своей конструкции. Реакторы такого типа разрабатывались 40 лет назад и в то время атомная индустрия не обладала теми знаниями о безопасности, которые есть сейчас. К тому же более поздние модели реакторов можно, конечно, потратив много денег, довести до стандартов безопасности, которые сложились после чернобыльской катастрофы. А сделать это с реактором на Армянской АЭС невозможно из-за конструктивных недостатков. Этот реактор очень опасен.

– Теперь что касается безопасности хранения радиоактивных отходов. Азербайджанские депутаты в Совете Европы и во многих других структурах неоднократно заявляли, что отработанное ядерное топливо с ААЭС безконтрольно и складируется в Нагорном Карабахе и на оккупированных азербайджанских территориях. То есть опасные вещества не контролируются законными властями, а ведь это открывает широкие возможности для террористов…

– Я с вами согласен, хотя, конечно, у нас нет точной информации. Но ситуация очень и очень тревожная. С одной стороны, есть реактор, который вроде бы нужен, с другой, он очень опасен, а с третьей, есть еще радиоактивные отходы, которые могут попасть в руки экстремистам.

– Если радиоактивные отходы без соответствующих условий складируются на оккупированной части территории Азербайджана, к каким последствиям это может привести в будущем?

– Во-первых, если нет соответствующих условий, сооружений для хранения, то возникает возможность утечек и загрязнения окружающей среды. Во-вторых, радиоактивные материалы могут стать доступными для различных экстремистских группировок и использоваться для создания, например, той же “грязной” атомной бомбы. А если речь идет о складировании “серьезных” вещей – плутония или высокообогащенного урана, то можно говорить и о создании полноценного ядерного взрывного устройства. И сделать это возможно даже кустарным способом.

– Реактор, который используется на Армянской атомной станции, работает с материалами, из которых можно создать ядерное взрывное устройство?

– На ААЭС установлен реактор типа ВВЭР-440. Отработанное топливо с него можно переработать и выделить плутоний. Это значит, что человек или группировка, обладающая соответствующими финансовыми и техническими возможностями, в состоянии создать ядерную бомбу. Правда, это будет не “традиционное” взрывное устройство, по типу тех, которые находятся на вооружении у США, России и других стран, но тем не менее. Еще в 1965 году в США проделали эксперимент – была взорвана атомная бомба, в которой использовался “грязный” плутоний. То есть именно тот, который можно добыть из отработанного ядерного топлива реактора ВВЭР-440. Именно такой реактор и работает в Армении.

– На многих атомных станциях мира работает реактор ВВЭР-440?

– Они есть в России – на Кольской и Нововоронежской станциях. Кроме того, несколько таких реакторов есть и в странах Восточной Европы. Но эти государства уже подписали с Европейским союзом соглашение о выводе в течение ближайших 6 – 8 лет ВВЭР-440 из эксплуатации. – Получается, что наибольшую угрозу представляют Армянская атомная станция и две российские? – По сути, да. И, к сожалению, власти Армении и России до сих пор не сказали, когда эти реакторы выйдут из эксплуатации.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: