Н.АЛИЕВ, И.ГАСАНОВА
В течении последних трех месяцев Азербайджану несколько раз присуждали рейтинги политической и экономической стабильности. Среди “индексирующих” международных структур значатся Lehman Brothers Eurasia Group Stability Index (LEGSI), Fitch, Heritage Foundation и т.д. И интересно, что большинство этих индексов высчитывается на основе одних и тех же показателей, а результаты их зачастую противоречат друг другу.
Например, инвестиционный банк Lehman Brothers и фирма Eurasia Group, занимающаяся политическими исследованиями и консалтинг-анализом политических рисков главной целью своего рейтинга LEGSI ставят выявление инвестиционной стабильности государства с политической точки зрения. Индексом отмечается подверженность государств политическим потрясениям (вплоть до переворотов). Этот индекс, охватывающий 20 стран, поставил Азербайджан на предпоследнее место по способности противостоять политическому и экономическому кризису и препятствовать их разрастанию. Нашу страну оценили в 43 из 100 баллов, охарактеризовав ее как “умерено стабильную”.
Причины столь низкой оценки – социальное и политическое напряжение, вызванное жесткими фискальными мерами, встреченными сопротивлением со стороны предпринимателей. Heritage Foundation разрабатывает “Индекс Экономической свободы”. В этом рейтинге Азербайджан занял – 118 место и согласно докладу “Экономическая свобода в мире”, подготовленному американским консервативным исследовательским институтом КАТО и канадским Институтом Фрейзера, причисляется к странам с наиболее низкой свободой экономических действий. Однако несмотря на это, в том же докладе отмечается, что Азербайджан и Эстония находятся в числе европейских лидеров по объему привлеченных иностранных инвестиций. Общественная организация Freedom House, оценивающая политические права и гражданские свободы граждан, причислила Азербайджан к странам находящимся между “государствами с недостаточно полноценной демократией” и “диктаторскими режимами”.
А все экономические успехи страны эксперты объяснили большими запасами сырья, востребованного на мировом рынке. Следующий показатель – рейтинг международной организации Transparency International, которая публикует доклады об уровне коррупции в разных странах мира. Этот рейтинг отражает восприятие коррупции аналитиками и бизнесменами, которым предлагается оценить ее уровень по 10-балльной шкале от 10 (коррупции практически нет) до 0 (коррупция крайне высока). Согласно результатам исследования этой организации, Азербайджан, набравший два балла из 10 возможных вошел в число наиболее коррумпированных стран мира, оказавшись на последним среди стран постсоветского пространства.
Правда, объективности ради нужно сказать, что наша страна хотя бы попала в рейтинг. Такие государства как Армения, Туркменистан, Таджикистан из-за крайне слабого интереса к ним международного бизнеса в исследованиях Transparency International и вовсе не значатся. Наиболее известен рейтинг международного рейтингового агентства Fitch, которое совсем недавно повысило индекс Азербайджана со “стабильного” до “положительного”. Это, как отмечают аналитики группы, отражает положительные изменения, которые произошли за последний год в области налоговой политики (что противоречит данным рейтинга LEGSI). По мнению экспертов Fitch, в Азербайджане стабильная политическая ситуация и низкий политический риск (что также противоречит оценке рейтинга LEGSI).
Правда, противоречия оказываются не такими резкими отпадают сами собой, если вспомнить, что аналитики Fitch открыто указали на связь “экономической стабильности и прогнозов роста” с персоной нынешнего президента страны и на возникновение “большого риска, связанного с неопределенностью относительно преемника Гейдара Алиева на посту президента республики”. Интерес инвесторов и, соответственно, различных рейтинговых агенств к Азербайджану уже давно не тайна. Сами аналитики не раз признавали, что “ключ к успеху на Каспии лежит в руках того, по чьей территории пройдут основные трубопроводы”. Однако что эти рейтинги дают самой стране? Да и насколько они достоверны? “Не стоит верить рейтинговым показателям, – считает известный экономист Захид Мамедов.- Дело в том, что зачастую они выполняют заказ какой-либо определенной структуры.
От их индексов зависят кредиты, которые получает страна, и именно через этот рычаг заинтересованные организации контролируют поток инвестиций. К сожалению выдача кредитов международными банками зависит не от реального показателя страны, а от рейтинга ей присужденного”. В качестве примера, подтверждающего несостоятельность рейтингов З.Мамедов привел корпоративные скандалы в США, когда “индексы агенств возносили компании до того, что само имя компании уже служило залогом стабильности. Однако практика показала на обратное. Оказалось, что все рейтинговые прогнозы – фикция”. Эксперт считает, что достоверность практически любого рейтинга следует ставить под вопрос. Наиболее объективным можно считать лишь рейтинги, составляемые Всемирным Банком, да и то только в сравнении с остальными.
Недостоверность некоторых рейтинговых показателей явно видна, по мнению Мамедова, и на примере положительной оценки фискальной политики Азербайджана рейтингом Fitch. “Стоит побеседовать с любым из представителей компаний работающих на нашем рынке, как убеждаешься, что практически никаких положительных изменений в этой области нет”.
На данный момент, говорит З.Мамедов, в мире существует огромное количество различных рейтингов, большинство из которых составляют небольшие группы совершенно непрофессиональных в этом вопросе людей. “Рейтинговая гонка больше похожа на какой-то экономический “конкурс красоты. Тогда как единственный реальный показатель экономики страны – уровень благосостояния ее народа”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год