С.МУСТАФАЕВА
“35% азербайджанского рынка пищевой соли состоит из фальшивой и опасной для здоровья человека продукции”. Эти слова прозвучали вчера на пресс-конференции председателя Союза свободных потребителей (ССП) Азербайджана Эюба Гусейнова. По его словам, то, что в настоящее время происходит с реализацией якобы пищевой соли, нечем иным, как “безобразие” не назовешь. Тем не менее, как подчеркивает председатель ССП, к происходящему не проявляют должного внимания ни правоохранительные, ни санитарные, ни эпидемиологические структуры. “Что касается соли, то здесь масштабы афер превысили все возможные границы”, – считает он.
По словам Э.Гусейнова, в результате работы ССП, которая проводилась совместно с ООН и ЮНИСЕФ, было выявлено, что в северных районах страны (Хачмазский, Гусарский, Девечинский) широкое распространение нашла якобы российская йодированная соль производства ОАО “Бассоль”. Однако, согласно результатам тестовой экспертизы по 5 стандартам ООН, стало известно, что такого компонента, как йод, в ней не обнаружено. Кроме того, на азербайджанском рынке не может реализовываться соль производства ОАО “Бассоль”, так как с этим производителем, как стало известно ССП, никаких договоров о поставках не заключено.
На пресс-конференции Гусейнов продемонстрировал виды недоброкачественной соли. К такой можно отнести “йодированную” соль, на целлофановой упаковке которой написано ее название – “Яшар дуз”. “На упаковке этой соли я обнаружил очень интересное замечание.
На ней написано, что “Яшар дуз” не имеет срока годности. Однако общеизвестно, что срок годности йодированной соли – 12 месяцев, после чего она теряет свои компоненты. Что касается обычной соли, то и она не вечная – примерно через два года она больше напоминает песок, чем соль”, – заявляет глава ССП. Кроме того, йодированную соль нельзя держать в прозрачных упаковках, так как это приводит к потере ее свойств. О следующем случае, который сообщил Э.Гусейнов, “Эхо” информировала своих читателей в прошлых публикациях. Эта информация касается изъятия 6100 упаковок фальшивой йодированной соли в Агдашском районе. Напомним, что сбыть фальшивую соль пытался Интигам Муршудов, который представил сотрудникам ССП неверные номера и серии сертификатов продукции.
После обнаружения и проведенной экспертизы фальшивая соль была уничтожена в мелиорационном канале, а данные о И.Муршудове были переданы в правоохранительные органы. По словам Э.Гусейнова, несомненным доказательством того, что фальшивая продукция реализовывается с благословения госструктур говорит о том, что на упаковке значится номер сертификата, выданный якобы Министерством здравоохранения, – SN №0043841, которого и в помине нет. Кроме того, на упаковке латинской графикой значатся и другие серии номеров – счет-фактура ААА №354729, ГОСТ -13830-97.
“Не совсем понятно, каким образом на российской упаковке появляются номера, выданные азербайджанскими госструктурами”, – подчеркивает председатель ССП. По мнению Э.Гусейнова, для того, чтобы потребители не были обмануты, необходимо повысить уровень просвещения граждан в этой области. Почаще сообщать о том, что происходит на рынках, так как госструктуры, в частности МВД, Минздрав, Таможенный комитет, этим вопросам не придают большого значения. …В настоящее время ССП ведет работу согласно проекту, связанному с выявлением отношения потребителей к качеству реализуемой в Азербайджане пищевой соли.
Так, опрос, проведенный в 900 семьях, показал, что 35% граждан обращают внимание на то, чтобы в составе соли присутствовал йод, 44% используют такую соль в пище, 30% и больше потребляют недоброкачественную продукцию. Также известно, что недоброкачественная соль используется в выпечке хлеба и других пищевых продуктах на фабриках.
В целом в настоящее время на азербайджанском рынке соли присутствует 12 наименований недоброкачественной продукции. А для того, чтобы покупатель не попадал впросак, Э.Гусейнов советует потребителям повнимательнее знакомиться с упаковкой продукции. К примеру, фальшивая упаковка от настоящей отличается некачественной и тусклой полиграфией и слабой стяжкой швов на коробке.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год