Азербайджан обогнал Россию и Армению

Г.МАМЕДЗАДЕ

В 5 млрд. долларов в этом году оценивается объем украденных по всему миру произведений искусства, не считая предметов археологических раскопок. Эти цифры были озвучены на Международной конференции СНГ и Балтии по вопросам незаконного оборота культурных ценностей, проходившей 17 – 20 сентября в Москве под эгидой ЮНЕСКО.

Как сообщила “Эхо” директор Государственного музея азербайджанского ковра (ГМАК), председатель ИКОМ (Международного совета музеев) Азербайджана Ройя Тагиева, мировой оборот купли-продажи произведений искусства превышает даже оборот реализации оружия. На конференции отмечалось, что предметы искусства – наиболее популярны и при отмывании денег.

В масштабах СНГ Азербайджан неожиданно оказался в числе стран, лидирующих по масштабу хищений предметов искусства. Более 100 похищенных экспонатов в Азербайджане, около 80 – в Армении, что превышает даже цифры по России. Тагиева, выступая на конференции, подчеркнула, что кражи из Музеев наносят серьезный урон культурному наследию страны. Упоминалась кража из музея искусств Азербайджана 272 графических работ и миниатюр.

Среди них произведения великих мастеров – Рембрандта, Дюрера, Дали, Саврасова, Шишкина, миниатюры XI века из Азербайджана, Индии и Ирана. Благодаря Интерполу 204 из этих работ были найдены в США и по иску Минкультуры АР решением суда Южного округа Нью-Йорка возвращены в страну.

Из них 13 произведений искусства указом президента Алиева были безвозмездно переданы Германии, в Бременскую галерею. В настоящее время в Музее истории Азербайджана обнаружена пропажа 85 ковров и ковровых изделий. Ведется следствие. Чтобы пресечь кражи, во всех музеях мира созданы и создаются международные банки, содержащие данные о музейных коллекциях, подчеркивает Р.Тагиева. Эта работа уже ведется и в Азербайджане под руководством Минкультуры. Во всех музеях страны идет инвентаризация, создаются госреестры, которые войдут в международную базу данных. Будучи зафиксированными, произведения искусства практически невозможно будет реализовать.

Покупатель не будет приобретать предмет искусства, не заручившись документом, удостоверяющим, что этот экспонат не находится в поиске. К сожалению, пока с недоверием относятся к госрегистрации частные коллекционеры, отмечает Р.Тагиева, тогда как таким образом можно защитить их от краж и покушений. Кстати, недавно в Москве произошло несколько громких краж и убийств коллекционеров. Эта проблема постепенно подкатывается и к Азербайджану. Частные коллекционеры, по всей вероятности, опасаются, что государство каким-то внезапным законом может поставить вопрос об изъятии коллекции. Но это неконституционно и невозможно, заверяет Р.Тагиева.

Все еще продолжаются и попытки контрабандного вывоза предметов культуры из страны, сообщила председатель ИКОМ. Придавая важное значение сохранению культурных ценностей, при Минкультуры Азербайджана создана консультативная комиссия, 4 экспертные комиссии, контролирующие вывоз картин, скульптур, изделий прикладного искусства и др. Но пока все процедурные моменты по ввозу-вывозу произведений искусства не унифицированы и не приведены в соответствие с международным правом, несогласованностью в этом вопросе активно пользуются контрабандисты, отметила Р.Тагиева.

Поэтому на конференции представители Азербайджана и других стран СНГ предложили усовершенствовать процесс выдачи экспертными комиссиями разрешительных документов на вывоз культурных ценностей. Очень важно ужесточить и процедуру ввоза, говорит Р.Тагиева, не ограничиваясь расплывчатой декларацией, прилагать фотоснимок предмета, сертификат на законность. Минкультуры АР в числе первых выступал инициатором в этих вопросах.

На конференции обсуждались и такие проблемы, как подделки произведений искусства, незаконные археологические раскопки, вопрос о защите архивов, о маркировке изделий. Последнее является надежной гарантией против подделок, говорит Р.Тагиева. Маркировка предметов искусства представляет собой уникальный процесс, соответствующий маркировке ценных бумаг, исключающий дублирование и позволяющий избежать многочисленных проб и химических анализов на подтверждение экспоната, что сказывается на его качестве.

Особенно актуальным для Азербайджана остается вопрос сохранения культурного наследия на оккупированных территориях. Тагиева сообщила на конференции, что до сих пор неизвестна судьба 22 музеев и их филиалов с 40 тысячами ценных и редких экспонатов, датируемых ХI-ХII веками. В целом нет информации о почти 2 тысячах очагах культуры.

Есть неоспоримые факты вывоза культурных ценностей с оккупированных территорий. В 1993 году Азербайджан присоединился к Гаагской конвенции ЮНЕСКО 1954 года “О защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов”, а затем к двум протоколам этой конвенции. Все знают, что эта конвенция практически не работала, поэтому российской стороной было внесено предложение не вносить Гаагскую конвенцию в протокол рекомендаций конференции, с чем не могла согласиться азербайджанская сторона. И в этом вопросе нас поддержал представитель ЮНЕСКО, говорит Р.Тагиева.

Азербайджанская сторона на уровне МИД, Национального комитета по делам ЮНЕСКО в стране, Минкультуры неоднократно обращалась к ЮНЕСКО и всей мировой общественности по вопросу возврата наших культурных ценностей. К сожалению, ситуация не изменилась и сегодня. Но, по словам Р.Тагиевой, остается надеяться на действенность Гаагской конвенции. В 3-м параграфе второго протокола конвенции отмечается, что культурные ценности не могут отдаваться в случае военных репараций, а должны быть возвращены в страну оригинала. ЮНЕСКО – влиятельная международная организация, к требованиям которой нельзя относиться неуважительно…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: