Что есть “предательство”?

И.ЮСИФОГЛУ

Вчера в официальных СМИ был приведен полный текст письма лидеров ведущих оппозиционных партий. Писали его оппозиционеры отнюдь не для СМИ республики, но в документе говорится о последних событиях в Азербайджане. В документе, адресованном Комитету по правам человека ООН, ПАСЕ и ОБСЕ, оппозиционеры представляют свой взгляд на итоги референдума 24 августа и нардаранские события. Говорится о применении властями страны насилия против мирных граждан, выступивших с социальными требованиями, об арестах невинных нардаранцев и т.д. Письмо, датированное 16 сентября, подписали лидеры партий “Мусават”, Демократической, “Вахдат”, “ПНФА” (“классиков”), Милли Истиглал и др.

Это письмо официальные СМИ называют “примером предательства оппозицией национальных интересов Азербайджана”. Это – не первое подобное обвинение против представителей оппозиционной общественности. Правозащитников, заявляющих о существовании в стране политзаключенных, также обвиняют в предательстве. В словаре Даля слово “предавать” объясняется” предавать – кого, изменить кому, обмануть лукаво, либо покинуть в беде, отступиться, или изменнически выдать неприятелю, продать, быть предателем”. Приводятся даже примеры таких высказываний: “С ним не дружись: предаст! Вожак завел отряд и предал неприятелю. Он предал меня, предал тайну мою врагу”.

“Обвиняемые” с Далем согласны, но предлагают свой взгляд на применение этого определения в условиях Азербайджана. Так, по мнению одного из главных “обвиняемых”, генсека ДПА Сардара Джалалоглу, “насилие против граждан страны, убийство мирных жителей, как это происходило в Нардаране, – самое настоящее предательство”. Мнение сопредседателя Хельсинкской гражданской ассамблеи (ХГА) Арзу Абдуллаевой также отличается от определения властей. Правозащитница полагает, что “предательство – это, с одной стороны, говорить о строительстве демократии, а с другой – лишать народ возможности влиять на политические процессы в стране”. Оппозицию также обвиняют в “вынесении сора из избы” – обращении к различным международным структурам. На это страшное предположение “обвиняемые” реагируют со стоическим спокойствием.

По словам Джалалоглу, “если Гейдар Алиев обращается к МГ ОБСЕ и ООН с просьбой решить карабахскую проблему, то почему мы не можем обратиться, скажем, в Европейский суд по правам человека”. Сопредседатель ХГА А.Абдуллаева отмечает, что “правозащитники обращаются к международным организациям, занимающимся правами человека”. Эти организации не имеют национальности и являются эффективным инструментом защиты прав человека, отмечает правозащитница. Она проводит параллели со случаем нарушения прав отдельно взятого гражданина:

– Допустим, кого-то избили при свидетелях. А виновник еще не наказан. Что делать свидетелям? Если они не сообщат о виновнике, то понесут, как минимум, моральную ответственность за нарушение. Так же и с нарушениями прав человека в Азербайджане. Мы вначале обращаемся во все внутренние структуры и только затем – в международные. Так что обвинения в предательстве на оппозиционеров не действуют. Похоже, не зря древние до начала философских споров предлагали условиться об используемых понятиях…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: