Иран и Туркменистан недовольны соглашением по Каспию

Р.ОРУДЖЕВ

Президенты России и Азербайджана подписали в Москве двустороннее соглашение о разделе дна Каспия. В документе особо отмечено, что “соглашение не препятствует достижению общего согласия прикаспийских государств по правовому статусу Каспийского моря и рассматривается сторонами, как часть их общих договоренностей”. Это соглашение, вслед за двумя другими, заключенными недавно между Россией и Казахстаном, а также Азербайджаном и Казахстаном, в некотором смысле закончило процесс оформления тройственного каспийского союза. Москва, Астана и Баку договорились о едином подходе к выработке нового юридического статуса Каспия.

Пятисторонний процесс зашел в тупик в первую очередь из-за жестких претензий Ирана на 20%-ную долю морской акватории, а также из-за территориальных споров между Ираном и Азербайджаном, Азербайджаном и Туркменистаном. Это и привело Астану, а затем и Баку к необходимости согласиться с предложениями Москвы решать вопрос поэтапно и на уровне двусторонних договоренностей. По оценке российской стороны, при разграничении моря на национальные сектора по методу срединной линии Ирану достается 0,9 млрд.т условного углеводородного топлива, Туркменистану – 1,5 млрд.т, России – 2 млрд.т, Азербайджану – 4 млрд.т и Казахстану – 4,5 млрд.т.

Однако Туркменистан и Иран на такой раздел не соглашаются – на их взгляд, правильнее выделить каждому государству сравнимые доли углеводородных месторождений, лежащих за пределами 15-мильной прибрежной зоны. Несмотря на то, что Путин перед встречей с Алиевым провел телефонный разговор с Туркменбаши, источник, близкий к правительству Туркменистана, заявил российским “Ведомостям”, что Ашгабат по-прежнему остается противником “сепаратных переговоров о разделе Каспия”. Туркменистан предлагает выделить для каждой страны 15-мильную национальную прибрежную зону, за которой располагалась бы 35-мильная национальная экономическая зона. А центральная часть Каспия должна, по этому предложению, стать “общей зоной судоходства”, недра которой подлежат освоению на основе совместных договоренностей.

Эта позиция Туркменистана вызвана его спором с Азербайджаном за месторождения “Азери” и “Кяпаз”, расположенные в центре Каспия. Тем не менее некоторые зарубежные СМИ полагают, что в последнее время позиция Туркменистана приблизилась к “тройке” – делить дно, но не по принципу равных долей, как предлагает Иран, а исходя из существующих границ. Отмечается, что, судя по всему, Ашгабат решил не идти на конфронтацию с партнерами по СНГ и все больше смещается в сторону российского принципа раздела. Учитывая неизменную парадоксальность внешнеполитических ходов С.Ниязова, можно смело допустить оба этих варианта, тем более, что вчера на вопрос “Эхо” в МИД Туркменистана так и не смогли сформулировать четкого отношения официального Ашгабата к новому азербайджано-российскому соглашению.

В день подписания документа с официальным заявлением иранской стороны выступил представитель МИД Хамид Реза Aсефи. “Иран приветствует любое соглашение, основанное на взаимном понимании и уважении между всеми прикаспийскими государствами, – сказал он. – Только статус, согласованный всеми пятью прибрежными странами, будет стабилен и устойчив. Пять стран еще не договорились о правовом статусе моря, чтобы приступать к эксплуатации его ресурсов. Иран призывает к совладению или общему суверенитету над морем и рассматривает любые односторонние действия по разработке энергоресурсов Каспия как не имеющие законной силы…”

По его словам, двусторонние соглашения прикаспийских стран не могут заменить общего решения. Дипломат сообщил, что переговоры в этом направлении продолжаются, и Иран провел “очень хорошие консультации” с Туркменистаном и Азербайджаном. “Тегеран поддерживает связь со всеми странами. Правовой статус невозможен без согласия всех стран и уважения их интересов”, – подчеркнул Х.Асефи.

Между тем после прошедших пару недель назад ирано-азербайджанских консультаций по статусу Южного Каспия иранские СМИ сообщали, что Баку и Тегеран настолько сблизили позиции, что уже к концу этого года может быть подписан соответствующий документ. Если верить этим сообщениям, стороны предлагают оставить в национальном пользовании часть прибрежной зоны, а делить исключительно дно Каспия (с возможностью совместного освоения его ресурсов) и оставить в общем пользовании каспийскую акваторию.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: